Основная образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
5» реализует основную образовательную программу дошкольного образования (далее
– ООП ДО) в разновозрастных дошкольных группах.
В
дошкольных группах осуществляется дошкольное образование в соответствии с ООП
ДО, разработанной им самостоятельно, в соответствии с федеральной образовательной
программой дошкольного образования, федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования, в части формируемой участниками
образовательных отношений с учетом примерных образовательных программ:
-
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: младенческий,
ранний возраст / О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В.
Закревская; Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 301 с.
-
Образовательная программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст
/ О. А. Трофимова, О. В. Толстикова, Н. В. Дягилева, О. В. Закревская;
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области,
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.
ООП
ДО является нормативно-управленческим документом образовательного учреждения,
характеризующим специфику содержания образования и особенности организации
образовательной деятельности, направленной на обеспечение полноценного развития
детей в возрасте от 1 года до 7 (8) лет по направлениям (образовательным областям):
физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие;
речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, на основе учета возрастных
и индивидуальных особенностей, способностей, интересов и потребностей воспитанников.
В
соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования МАОУ
СОШ № 5 обеспечивает образование, а также присмотр, уход и оздоровление детей в
возрасте от 2 месяцев (при наличии условий) до 7 (8) лет.
Продолжительность
пребывания детей в МАОУ СОШ № 5 - 12-часовое пребывание по пятидневной рабочей
неделе с 07.00 до 19.00 часов, исключая выходные и праздничные дни. Режим
работы установлен в соответствии с потребностью семьи, объемом решаемых задач
образовательной деятельности, возможностей бюджетного финансирования -
пятидневная рабочая неделя, выходные дни - суббота и воскресенье, праздничные
дни.
ООП
ДО учитывает новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного
образования:
1)
повышение социального статуса дошкольного образования;
2)
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении
качественного дошкольного образования;
3)
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования
на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных
программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
4)
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно
уровня дошкольного образования.
ООП
ДО реализуется на государственном языке Российской Федерации – русский.
Цели
и задачи Программы
Целью
Программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе
духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и
национально-культурных традиций.
К
традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего,
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь
и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Цель
Программы достигается через решение следующих задач:
-
обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых
результатов освоения образовательной программы ДО;
-
приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым
ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий
для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта
действий и поступков на основе осмысления ценностей;
-
построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе
учета возрастных и индивидуальных особенностей развития;
-
создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного
возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей;
-
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
-
обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка,
его инициативности, самостоятельности и ответственности;
-
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития,
охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
-
достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального
общего образования.
Принципы
Программы
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических
работников (далее вместе - взрослые);
4)
признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8)
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
учет этнокультурной ситуации развития детей.