Основная образовательная программа среднего общего образования
Описание образовательной программы
Муниципальное
автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №
5» осуществляет образовательную деятельность по основной образовательной
программе среднего общего образования (далее – ООП СОО), разработанной им
самостоятельно в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования (далее - ФГОС СОО) и ФОП СОО.
ООП
СОО является основным документом, определяет содержание общего образования, а
также регламентирует образовательную деятельность организации в единстве
урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Целями реализации ООП
СОО являются:
формирование
российской гражданской идентичности обучающихся;
воспитание
и социализация обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и
общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления;
преемственность
основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего, профессионального образования;
организация
учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов среднего
общего образования, отражённых в ФГОС СОО;
формирование
навыков самостоятельной учебной деятельности обучающихся на основе
индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего
образования;
подготовка
обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению
образования и началу профессиональной деятельности;
организация
деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и
учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся
социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение
поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих
основных задач:
формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение
преемственности основного общего и среднего общего образования;
достижение
планируемых результатов освоения ООП СОО всеми обучающимися, в том числе
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ);
обеспечение
доступности получения качественного среднего общего образования;
выявление
и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся
способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию
общественно полезной деятельности;
организация
интеллектуальных и творческих соревнований, научно- технического творчества и
проектно-исследовательской деятельности;
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного
пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов, сотрудничество с базовыми организациями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
ООП СОО учитывает
следующие принципы:
принцип
учёта ФГОС СОО: ООП СОО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС СОО к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
среднего общего образования;
принцип
учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной
организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке
из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип
учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП СОО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип
индивидуализации обучения: ООП СОО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с
особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей
(законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
принцип
интеграции обучения и воспитания: ООП СОО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или)
психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №
2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021
г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее -
Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 (зарегистрировано Министерством
юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573),
действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические
требования).
ООП
СОО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем
аудиторной работы обучающихся за два учебных года не может составлять менее
2170 часов и более 2516 часов в соответствии с требованиями к организации
образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе,
предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
В
целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного
обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в
порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной
организации.