Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1,7.2
Описание образовательной программы
АООП
ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) является
основным документом, определяющим содержание общего образования, а также
регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и
внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС ООО соотношения
обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
АООП
ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представляет
собой образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и
социализации обучающихся с задержкой психического развития с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых
образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию.
АООП
ООО для обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно
освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в пролонгации
специальных образовательных условий на уровне основного общего образования.
Целями
реализации АООП ООО для обучающихся с ЗПР являются:
организация
учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и
планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
создание
условий для становления и формирования личности обучающегося;
организация
деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
Достижение
поставленных целей реализации ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР предусматривает
решение следующих основных задач:
формирование
у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение
основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками
умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей
к социальному самоопределению;
обеспечение
планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
обеспечение
преемственности начального общего, основного общего и среднего общего
образования;
достижение
планируемых результатов освоения АООП ООО обучающимися с ЗПР;
обеспечение
доступности получения качественного основного общего образования;
установление
требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала
образовательной организации, инклюзивного подхода в образовании, обеспечению
индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
выявление
и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения
их в деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно
полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей
образовательных организаций дополнительного образования;
организация
творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие
обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников
в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
включение
обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного
пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
организация
социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов,
социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями
профессионального образования, центрами профессиональной работы;
создание
условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
АООП
ООО для обучающихся с ЗПР учитывает следующие принципы и подходы:
принцип
учета ФГОС ООО: ФАОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне
основного общего образования;
принцип
учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной
организации ФАОП ООО определяет право получения образования на родном языке из
числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации
данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
принцип
учета ведущей деятельности обучающегося: ФАОП ООО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы
формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная
задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
принцип
индивидуализации обучения: ФАОП ООО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР с
учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
системно-деятельностный
подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной
учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование
его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
принцип
учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
принцип
обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
принцип
интеграции обучения и воспитания: ФАОП ООО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на
достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
принцип
здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих
педагогических технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и
внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным
санитарными правилами и нормами Гигиенических нормативов и
Санитарно-эпидемиологических требований.
АООП
ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и психологические особенности
обучающихся с задержкой психического развития.