Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» (МАОУ СОШ № 5) Аналитическая информация МАОУ СОШ № 5 по итогам мониторинга работы по самоопределению и профессиональной ориентации 1. Наличие цели (SMART-цели) и задач: Исходя из цели и задач программы профориентационной работы в МАОУ СОШ № 5, можно отметить следующие моменты: 1) задача по выявлению предпочтений, обучающихся в области профессиональной ориентации поставлена и выполняется; 2) задача по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, выполняется в рамках программы профориентационной работы; 3) задача ранней профориентации обучающихся, решается в рамках воспитательной работы в начальной школе и на основании мероприятий программы профориентационной работы; 4) задача по получению данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, выполняется в рамках программ работы с детьми, категории ОВЗ. - задача по обеспечению широкого диапазона вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе, выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями городского округа Сухой Лог, выполняется в рамках программ работы с детьми, категории ОВЗ. - задача по способствованию накопления у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков, формирование познавательной активности, любознательности, интереса, развитие самостоятельности, самосознания, выполняется в рамках программ работы с детьми, категорий ОВЗ. - задача научить детей правильному профессиональному самоопределению; развивать нравственное самовоспитание личности, формировать и раскрывать творческую индивидуальность, выполняется в рамках программ работы с детьми, категории ОВЗ. 5) задача по осуществлению взаимодействия МАОУ СОШ № 5 с учреждениями/предприятиями поставлена и реализуется в рамках основной образовательной программы СОО через организацию прпофессиональных проб и социальных практик; 6) задача по содействию в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка труда муниципального образования и региона выполняется в рамках программы профориентационной работы; 7) задача по развитию конкурсного движения профориентационной направленности не стоит, так как МАОУ СОШ № 5 реализует программы общего образования, а не профессионального. 2. Анализ достижения цели по показателям: 1) выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации: - доля обучающихся, в отношении которых проводилась диагностика профессиональных склонностей, обучающихся 8-11 классов и подбор сфер профессиональной деятельности – 100% обучающихся; 1 - доля обучающихся 5-7 классов, прошедших профессиональное тестирование, получивших индивидуальные рекомендации – 98% обучающихся; - доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование, получивших индивидуальные рекомендации – 100% обучающихся. 2) организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: - доля обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных профориентационными мероприятиями – 98% обучающихся; - доля обучающихся, охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической, социально-педагогической и естественно-научной направленности, в общей численности обучающихся 5-11-х классов – 91%; - доля административно-управленческих работников, принявших участие в семинарах по организации и профориентационной деятельности - 25% работников; - доля педагогических работников, выполняющих обязанности классного руководителя 5-11 классов, повысивших компетентность по современным методам, формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе: участие в программах дополнительного профессионального образования соответствующего профиля, участие в семинарах по организации профориентационной деятельности – 27% работников; - доля педагогов-психологов общеобразовательных организаций, освоивших дополнительные профессиональные программы по содействию профессиональному самоопределению обучающихся – 0% работников. 3) учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации предметы, соответствующие профилю обучения, предпрофильной подготовки - доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне – 40%; - доля обучающихся, поступивших в средние профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения – 20%. 4) организация и проведение ранней профориентации обучающихся: - количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия ознакомительного характера, по каждому уровню образования: Дошкольное образование – 39 (100%) Начальное общее образование –178 (100%); Основное общее образование – 209 (100%); Среднее общее образование – 28 (100%); - количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия вовлеченного характера (по каждому уровню образования): Дошкольное образование - 39 (100%) Начальное общее образование – 178 (100%); Основное общее образование –209 (100%); Среднее общее образование – 28 (100%) - преемственность по уровням образования (начиная с уровня дошкольного образования) осуществляется через взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена опытом, поиском оптимальных форм и методов воспитания и обучения дошкольников и младших и старших школьников; ведение психолого-педагогических наблюдений за развитием детей дошкольников и школьников, составление на детей социальных паспортов; разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и учащихся; проведение для родителей и коллег дней открытых дверей, проведение совместных методических совещаний, педсоветов по проблемам преемственности 2 дошкольного и общего образования (включая вопросы профориентационной работы) – 100 % - количество обучающихся (доля), охваченных профориентационными мероприятиями в Муниципальном ресурсном центре на базе МАОУ ЦДО – 20 (10,2%); - количество (доля) участников проекта по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» (Оператор проекта: «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия) – 26 (13,3%); численность созданных «личных кабинетов» для обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в проекте – 26 (13,3%) обучающихся; - количество (доля) участников, прошедших этап «Анкета» - 26 (13,3%); - количество (доля) участников, прошедших три этапа тестирования – 26 (13,3%); - количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», прошедших в рамках проекта профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций - 26 (13,3%); - количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями – 26 (13,3%); - количество (доля) обучающихся, принявших участие в цикле открытых онлайнуроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» или аналогичных по возможностям, функциям и результатам, проектах, направленных на раннюю профориентацию – 195 (50%); 5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ: - численность обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, охваченных профориентационными мероприятиями – 47 учащихся; - количество программ, реализуемых с использованием дистанционного образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа «Профориентация»; - количество программ, реализуемых с использованием дистанционного образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа «Профориентация»; - количество информационно-просветительских вебинаров для родителей детей с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью – 2: «Профессиональное самоопределение ребенка с инвалидностью и ОВЗ: как помочь справиться с трудностями» - 19.04.2024, «Ребенок с инвалидностью и ОВЗ: выбор профессиональной траектории» - 26.04.2024; - количество (доля) выпускников 9 классов с ОВЗ и инвалидов, детей-инвалидов, принявших участие в: профориентационных мероприятиях - 47 (100%); профориентационном информировании - 47 (100%); профориентационном просвещении - 47 (100%); профориентационной диагностике - 47 (100%); профориентационной консультации - 47 (100%); психологическом профориентационном консультировании - 47 (100%); профессиональных пробах и стажировках -12 (39%); доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, ознакомившихся с представленными компетенциями на площадке чемпионата Abilympics, в том числе, в дистанционном формате - 0%. 6) Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями: - количество договоров о совместной деятельности с организациями среднего, высшего профессионального образования по реализации мероприятий профессиональной 3 направленности – 1 (Сухоложский филиал АН ПОО «Уральский промышленноэкономический техникум»); - количество договоров с предприятиями, социальными партнерами, включающих в качестве направления взаимодействия профориентационную работу (социальные секторы экономики (медицинские технологии, туризм, образование), транспорт, логистика, торговля инфокоммуникация, связь) (указать наименование предприятий, партнеров): 3 (Сухоложская городская прокуратура, ГКУСЗН СО «Сухоложский центр занятости», МАУ «Спортивная школа»); - количество некоммерческих организаций, участвующих в реализации профориентационных проектов и программ для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ – 0; - доля обучающихся, выбравшие для поступления в образовательные организации профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском округе Сухой Лог специальности – 5 (8,3%); - доля обучающихся, использующих при реализации образовательной области «Технология» ресурсов детских технопарков «Кванториумы», ЦМИТ, средних профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализация части образовательной программы в сетевой форме – 0%; - доля обучающихся, выбравших востребованные в городском округе Сухой Лог специальности – 19 (32%). 7) Создание условий и учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности: - динамика развития конкурсного движения профориентационной направленности, юниорского движения WorldSkills Russia (по сравнению с предыдущим учебным годом) – 0; В 2022-2023 уч. году процент от общего количества обучающих 5-11 классов (231 человек), составил 6% (14 человек) по сравнению с аналогичным периодом этого года процент составил 13,3% (26 человек). - доля обучающихся 8-11-х классов, участвующих в ежегодных муниципальных конкурсах профориентационной направленности для школьников – 0%; - доля обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в Инженериаде УГМК, других проектах по актуальным производственным и иным задачам предприятий городского округа Сухой Лог, Свердловской области – 0%. 3. Описание методов сбора и обработки информации, мониторинг показателей. Сбор и обработка информация проводилась с помощью психодианостических методик (опросник профессиональных предпочтений Голанда; методика А.Е. Голомштока «Карта интересов» (выявление у учащихся 8-11-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности); тест Айзенка, «Рисунок человека», анкета профессиональных предпочтенийа также через проведение профориентационных деловых и ролевых игр и тренингов-«Выбор жизненного пути-начало жизненного успеха» среди учащихся 8-9 классов. Также среди учащихся 8-9 классов проведено исследование структуры темперамента «Темперамент и профессия». Проведены практические занятия «Темперамент и выбор профессии, игра «Я знаю об этой профессии все!», игра «Один день из жизни», конкурс рекламы профессий «Пусть меня научат». 4. Анализ результатов мониторинга. Из 59 учащихся 9 и 11 классов на начало 2023-2024 года определились с выбором профессии 59 обучающихся (100%), выбрав конкретные профессии: выбрав конкретные профессии: инженер, технолог, программист, педагог, документовед, электрик, юрист, сварщик, повар-кондитер. Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник, 4 предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел. На момент исследования выявлено: «Человек«Человек «Человек«Человек «Человек – Техника» Человек» Знаковая Природа» Художественный система» образ» 11 23 17 3 5 Для выявления сферы деятельности была использована методика А.Голомштока «Карта интересов». На момент исследования выявлено: Сфера деятельности Количество выборов Степень выраженности интереса Педагогика 2 2-выраженный интерес Транспорт 5 1 - ярко выраженный, 4 – выраженный интерес Деревообработка 2 2-выраженный интерес Строительство 10 10-Выраженный интерес Сфера услуг 37 2-Ярко выраженный интерес 35-Выраженный интерес В результате первичной профдиагностики мы обнаружили, что почти у 100% выпускников основной школы сформирован интерес к какой-то определенной сфере деятельности. В апреле 2024 года педагогом-психологом была проведена рубежная диагностика. Обработка данных анкетирования по изучению профнамерений показала следующие результаты: 58 учащихся (99%) определились с выбором профессии. Наряду с учебными заведениями начального профессионального образования были выбраны для продолжения обучения средние профессиональные образовательные учреждения. При проведении повторной диагностики было выявлено, что у выпускников основной школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень выраженности интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии. По результатам исследований были разработаны рекомендации для обучающихся, оформленные в виде буклетов, информации в уголке по профориентации, использованы на тренингах и групповых консультациях. Для помощи обучающимся в построении своего профессионального плана, изучения своих личностных особенностей в школе ведётся курс для 8-11 классов «Выбор профессии - билет в будущее», программа которого направлена на то, чтобы помочь обучающимся сориентироваться в сложном мире труда, сделать правильный выбор своей будущей профессии. В ходе изучения курса используются методики, направленные на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, на обеспечение их психологического развития. Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. В течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся тренинги, 5 групповые консультации «Тренинг профессионального самоопределения», «Я – уникальная неповторимая личность». Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Совместно с родителями и ребенком разрабатывается индивидуальный план профессионального развития с учетом индивидуальных и личностных особенностей ученика (индивидуальные консультации - 28, групповые консультации - 3). 5. Адресные рекомендации по результатам анализа. - Организовать проведение профориентационных мероприятий на основе современных образовательных технологий (проектно-исследовательская деятельность, игровые технологии и др.), организовать участие в региональных проектах по профориентационной работе. - Выстроить систему повышения квалификации педагогических работников по ведению профориентационной работы в современных условиях. - Для совершенствования деятельности по привлечению обучающихся 8-11 классов к участию профориентационных мероприятиях запланировать ряд мероприятий, направленных на осуществление мотивационно-разъяснительной работы с обучающимися их родителями (законными представителями) и с педагогами о важности участия в таких мероприятиях для профориентации; разработать план по информированию обучающихся и их родителей о мероприятиях. - Для совершенствования деятельности по привлечению обучающихся 8-11 классов к участию в цикле Всероссийских уроков проекта «ПроеКТОриЯ» целесообразно проведение качественных методов сбора информации по показателю, например, опрос обучающихся 8-11 классов и их родителей об удовлетворенности и заинтересованности уроками проекта «ПроеКТОриЯ». - Провести кластеризацию предприятий и организаций в зависимости от направления их сферы профессиональной деятельности, определить предприятия, к которым проявляют интерес школьники и заключить договоры по использованию ресурсов социальных партнеров для проведения профориентационных мероприятий. - Проведение заседаний, круглых столов по актуальным проблемам самоопределения обучающихся; - Проведение активной просветительской работы по новым формам профориентации в рамках педагогических мероприятий. 6. Меры и мероприятия. Организовать преемственность профориентационной работы между разными ступенями образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего. Осуществить подготовку педагогов, ответственных за профориентационную работу, путем посещения обучающих мероприятий, организованных в рамках системы дополнительного профессионального образования педагогических работников. Продолжить взаимодействие школы с службой занятости, продолжить работу по созданию модели сетевого сотрудничества с социальными партнерами (профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации молодежи, общественными молодежными организациями, учреждениями дополнительного образования и т.д.). Продолжить введение разнообразных форм образовательной деятельности школьников (разновозрастный урок, детско-взрослый проектировочный семинар, предметное погружение и др.); Организовывать командную работу учителей при планировании взаимосвязей учебных и междисциплинарных (надпредметных) программ, которые соответствуют особенностям возрастного развития учащихся. 7. Управленческие решения. 6 Привлекать к решению проблемы ранней профориентации обучающихся специалистов из различных структур и организаций: специалистов системы дополнительного образования; профессиональных организаций; учреждений культуры и спорта; массовых коммуникаций. Включить в систему мониторинга по проведению ранней профориентации обучающихся показатель, связанный с систематической и планомерной работой с родителями (законными представителями) обучающихся по их ранней профориентации. Разработать план проведения регулярных информационных презентаций о профессиях (практические занятия, сайт школы, родительские чаты). Организовать конкурсное движение по проблеме ранней профориентации. Конкурсы профессионального мастерства для педагогов, психологов, классных руководителей (методических разработок, обмен опытом и т.д.); для школьников в формате олимпиад и соревнований; родителей (законных представителей) в формате обмена опытом. 8. Анализ эффективности принятых мер. Работа по профориентации в МАОУ СОШ № 5 имеет положительный эффект. В 2024 году 9 класс - из 53 обучающихся (42 обучающихся, обучавшиеся по ООП, 11 – обучающихся по АООП: 8 – ЗПР, 3 – УО), 14 обучающихся (26,4%) выбрали для поступления, востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам «Архитектура и строительство дорог», «Здравоохранения и медицинские науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Образование и педагогические науки»; 11 класс - из 10 обучающихся, 5 обучающихся (50%) выбрали для поступления, востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам «Здравоохранения и медицинские науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки». 7