Аналитическая информация по итогам мониторинга работы по самоопределению и профессиональной ориентации в 2024 г.

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» (МАОУ СОШ № 5)

Аналитическая информация МАОУ СОШ № 5 по итогам мониторинга работы по
самоопределению и профессиональной ориентации
1. Наличие цели (SMART-цели) и задач:
Исходя из цели и задач программы профориентационной работы в МАОУ СОШ №
5, можно отметить следующие моменты:
1) задача по выявлению предпочтений, обучающихся в области профессиональной
ориентации поставлена и выполняется;
2) задача по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся,
выполняется в рамках программы профориентационной работы;
3) задача ранней профориентации обучающихся, решается в рамках воспитательной
работы в начальной школе и на основании мероприятий программы профориентационной
работы;
4) задача по получению данных о предпочтениях, склонностях и возможностях
учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности,
выполняется в рамках программ работы с детьми, категории ОВЗ.
- задача по обеспечению широкого диапазона вариативности обучения за счет
комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе,
выработка гибкой системы сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и
профессионального образования, а также с предприятиями городского округа Сухой Лог,
выполняется в рамках программ работы с детьми, категории ОВЗ.
- задача по способствованию накопления у детей определенной суммы знаний,
трудовых и профессиональных умений и навыков, формирование познавательной
активности, любознательности, интереса, развитие самостоятельности, самосознания,
выполняется в рамках программ работы с детьми, категорий ОВЗ.
- задача научить детей правильному профессиональному самоопределению;
развивать нравственное самовоспитание личности, формировать и раскрывать
творческую индивидуальность, выполняется в рамках программ работы с детьми,
категории ОВЗ.
5) задача по осуществлению взаимодействия МАОУ СОШ № 5 с
учреждениями/предприятиями поставлена и реализуется в рамках основной
образовательной программы СОО через организацию прпофессиональных проб и
социальных практик;
6) задача по содействию в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа
рынка труда муниципального образования и региона выполняется в рамках программы
профориентационной работы;
7) задача по развитию конкурсного движения профориентационной направленности
не стоит, так как МАОУ СОШ № 5 реализует программы общего образования, а не
профессионального.
2. Анализ достижения цели по показателям:
1) выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной
ориентации:
- доля обучающихся, в отношении которых проводилась диагностика
профессиональных склонностей, обучающихся 8-11 классов и подбор сфер
профессиональной деятельности – 100% обучающихся;
1

- доля обучающихся 5-7 классов, прошедших профессиональное тестирование,
получивших индивидуальные рекомендации – 98% обучающихся;
- доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование,
получивших индивидуальные рекомендации – 100% обучающихся.
2) организация сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся:
- доля обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных профориентационными
мероприятиями – 98% обучающихся;
- доля обучающихся, охваченных дополнительными общеразвивающими
программами
технической,
социально-педагогической
и
естественно-научной
направленности, в общей численности обучающихся 5-11-х классов – 91%;
- доля административно-управленческих работников, принявших участие в
семинарах по организации и профориентационной деятельности - 25% работников;
- доля педагогических работников, выполняющих обязанности классного
руководителя 5-11 классов, повысивших компетентность по современным методам,
формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся, в том числе: участие в программах дополнительного профессионального
образования соответствующего профиля, участие в семинарах по организации
профориентационной деятельности – 27% работников;
- доля педагогов-психологов общеобразовательных организаций, освоивших
дополнительные профессиональные программы по содействию профессиональному
самоопределению обучающихся – 0% работников.
3) учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой
аттестации предметы, соответствующие профилю обучения, предпрофильной
подготовки
- доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования учебные предметы,
изучавшиеся на углубленном уровне – 40%;
- доля обучающихся, поступивших в средние профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения
– 20%.
4) организация и проведение ранней профориентации обучающихся:
- количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия ознакомительного
характера, по каждому уровню образования:
Дошкольное образование – 39 (100%)
Начальное общее образование –178 (100%);
Основное общее образование – 209 (100%);
Среднее общее образование – 28 (100%);
- количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия вовлеченного характера
(по каждому уровню образования):
Дошкольное образование - 39 (100%)
Начальное общее образование – 178 (100%);
Основное общее образование –209 (100%);
Среднее общее образование – 28 (100%)
- преемственность по уровням образования (начиная с уровня дошкольного
образования) осуществляется через взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена
опытом, поиском оптимальных форм и методов воспитания и обучения дошкольников и
младших и старших школьников; ведение психолого-педагогических наблюдений за
развитием детей дошкольников и школьников, составление на детей социальных
паспортов; разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и
учащихся; проведение для родителей и коллег дней открытых дверей, проведение
совместных методических совещаний, педсоветов по проблемам преемственности
2

дошкольного и общего образования (включая вопросы профориентационной работы) – 100
%
- количество обучающихся (доля), охваченных профориентационными
мероприятиями в Муниципальном ресурсном центре на базе МАОУ ЦДО – 20 (10,2%);
- количество (доля) участников проекта по ранней профессиональной ориентации
школьников «Билет в будущее» (Оператор проекта: «Молодые профессионалы»
Ворлдскиллс Россия) – 26 (13,3%);
численность
созданных
«личных
кабинетов»
для
обучающихся
общеобразовательных организаций, принявших участие в проекте – 26 (13,3%)
обучающихся;
- количество (доля) участников, прошедших этап «Анкета» - 26 (13,3%);
- количество (доля) участников, прошедших три этапа тестирования – 26 (13,3%);
- количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», прошедших в рамках
проекта профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных
организаций - 26 (13,3%);
- количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», получивших
рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с
выбранными профессиональными компетенциями – 26 (13,3%);
- количество (доля) обучающихся, принявших участие в цикле открытых онлайнуроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» или аналогичных по возможностям,
функциям и результатам, проектах, направленных на раннюю профориентацию – 195
(50%);
5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ:
- численность обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья, охваченных профориентационными мероприятиями – 47 учащихся;
- количество программ, реализуемых с использованием дистанционного
образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа
«Профориентация»;
- количество программ, реализуемых с использованием дистанционного
образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа
«Профориентация»;
- количество информационно-просветительских вебинаров для родителей детей с
ОВЗ и обучающихся с инвалидностью – 2: «Профессиональное самоопределение ребенка с
инвалидностью и ОВЗ: как помочь справиться с трудностями» - 19.04.2024, «Ребенок с
инвалидностью и ОВЗ: выбор профессиональной траектории» - 26.04.2024;
- количество (доля) выпускников 9 классов с ОВЗ и инвалидов, детей-инвалидов,
принявших участие в:
профориентационных мероприятиях - 47 (100%);
профориентационном информировании - 47 (100%);
профориентационном просвещении - 47 (100%);
профориентационной диагностике - 47 (100%);
профориентационной консультации - 47 (100%);
психологическом профориентационном консультировании - 47 (100%);
профессиональных пробах и стажировках -12 (39%);
доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, ознакомившихся с представленными
компетенциями на площадке чемпионата Abilympics, в том числе, в дистанционном
формате - 0%.
6) Осуществление взаимодействия образовательных организаций с
учреждениями/предприятиями:
- количество договоров о совместной деятельности с организациями среднего,
высшего профессионального образования по реализации мероприятий профессиональной
3

направленности – 1 (Сухоложский филиал АН ПОО «Уральский промышленноэкономический техникум»);
- количество договоров с предприятиями, социальными партнерами, включающих в
качестве направления взаимодействия профориентационную работу (социальные секторы
экономики (медицинские технологии, туризм, образование), транспорт, логистика,
торговля инфокоммуникация, связь) (указать наименование предприятий, партнеров): 3
(Сухоложская городская прокуратура, ГКУСЗН СО «Сухоложский центр занятости», МАУ
«Спортивная школа»);
- количество некоммерческих организаций, участвующих в реализации
профориентационных проектов и программ для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ –
0;
- доля обучающихся, выбравшие для поступления в образовательные организации
профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском
округе Сухой Лог специальности – 5 (8,3%);
- доля обучающихся, использующих при реализации образовательной области
«Технология» ресурсов детских технопарков «Кванториумы», ЦМИТ, средних
профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и
иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализация части
образовательной программы в сетевой форме – 0%;
- доля обучающихся, выбравших востребованные в городском округе Сухой Лог
специальности – 19 (32%).
7) Создание условий и учет обучающихся, участвующих в конкурсах
профориентационной направленности:
- динамика развития конкурсного движения профориентационной направленности,
юниорского движения WorldSkills Russia (по сравнению с предыдущим учебным годом) –
0;
В 2022-2023 уч. году процент от общего количества обучающих 5-11 классов (231
человек), составил 6% (14 человек) по сравнению с аналогичным периодом этого года
процент составил 13,3% (26 человек).
- доля обучающихся 8-11-х классов, участвующих в ежегодных муниципальных
конкурсах профориентационной направленности для школьников – 0%;
- доля обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в Инженериаде УГМК,
других проектах по актуальным производственным и иным задачам предприятий
городского округа Сухой Лог, Свердловской области – 0%.
3. Описание методов сбора и обработки информации, мониторинг показателей.
Сбор и обработка информация проводилась с помощью психодианостических
методик (опросник профессиональных предпочтений Голанда; методика А.Е. Голомштока
«Карта интересов» (выявление у учащихся 8-11-х классов выраженного интереса к
предмету или виду деятельности); тест Айзенка, «Рисунок человека», анкета
профессиональных предпочтенийа также через проведение профориентационных деловых
и ролевых игр и тренингов-«Выбор жизненного пути-начало жизненного успеха» среди
учащихся 8-9 классов. Также среди учащихся 8-9 классов проведено исследование
структуры темперамента «Темперамент и профессия». Проведены практические занятия
«Темперамент и выбор профессии, игра «Я знаю об этой профессии все!», игра «Один день
из жизни», конкурс рекламы профессий «Пусть меня научат».
4. Анализ результатов мониторинга.
Из 59 учащихся 9 и 11 классов на начало 2023-2024 года определились с выбором
профессии 59 обучающихся (100%), выбрав конкретные профессии: выбрав конкретные
профессии: инженер, технолог, программист, педагог, документовед, электрик, юрист,
сварщик, повар-кондитер.
Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова
проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник,
4

предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его
ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Основан на предположении,
что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет
выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже
она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора
своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом
деле предпочел.
На момент исследования выявлено:
«Человек«Человек «Человек«Человек «Человек –
Техника»
Человек»
Знаковая
Природа»
Художественный
система»
образ»
11
23
17
3
5
Для выявления сферы деятельности была использована методика А.Голомштока
«Карта интересов».
На момент исследования выявлено:
Сфера деятельности
Количество выборов
Степень
выраженности интереса
Педагогика
2
2-выраженный интерес
Транспорт
5
1 - ярко выраженный,
4 – выраженный интерес
Деревообработка
2
2-выраженный интерес
Строительство
10
10-Выраженный интерес
Сфера услуг
37
2-Ярко выраженный интерес
35-Выраженный интерес
В результате первичной профдиагностики мы обнаружили, что почти у 100%
выпускников основной школы сформирован интерес к какой-то определенной сфере
деятельности.
В апреле 2024 года педагогом-психологом была проведена рубежная диагностика.
Обработка данных анкетирования по изучению профнамерений показала следующие
результаты: 58 учащихся (99%) определились с выбором профессии. Наряду с учебными
заведениями начального профессионального образования были выбраны для продолжения
обучения средние профессиональные образовательные учреждения.
При проведении повторной диагностики было выявлено, что у выпускников
основной школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень
выраженности интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии.
По результатам исследований были разработаны рекомендации для обучающихся,
оформленные в виде буклетов, информации в уголке по профориентации, использованы на
тренингах и групповых консультациях.
Для помощи обучающимся в построении своего профессионального плана, изучения
своих личностных особенностей в школе ведётся курс для 8-11 классов «Выбор профессии
- билет в будущее», программа которого направлена на то, чтобы помочь обучающимся
сориентироваться в сложном мире труда, сделать правильный выбор своей будущей
профессии.
В ходе изучения курса используются методики, направленные на изучение и анализ
индивидуальных психологических качеств обучающихся, на обеспечение их
психологического развития.
Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся
соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку
определённой профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. В
течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся тренинги,
5

групповые консультации «Тренинг профессионального самоопределения», «Я –
уникальная неповторимая личность».
Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным
консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Совместно с родителями и
ребенком разрабатывается индивидуальный план профессионального развития с учетом
индивидуальных и личностных особенностей ученика (индивидуальные консультации - 28,
групповые консультации - 3).
5. Адресные рекомендации по результатам анализа.
- Организовать проведение профориентационных мероприятий на основе
современных образовательных технологий (проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии и др.), организовать участие в региональных проектах по
профориентационной работе.
- Выстроить систему повышения квалификации педагогических работников по
ведению профориентационной работы в современных условиях.
- Для совершенствования деятельности по привлечению обучающихся 8-11 классов
к участию профориентационных мероприятиях запланировать ряд мероприятий,
направленных на осуществление мотивационно-разъяснительной работы с обучающимися
их родителями (законными представителями) и с педагогами о важности участия в таких
мероприятиях для профориентации; разработать план по информированию обучающихся и
их родителей о мероприятиях.
- Для совершенствования деятельности по привлечению обучающихся 8-11 классов
к участию в цикле Всероссийских уроков проекта «ПроеКТОриЯ» целесообразно
проведение качественных методов сбора информации по показателю, например, опрос
обучающихся 8-11 классов и их родителей об удовлетворенности и заинтересованности
уроками проекта «ПроеКТОриЯ».
- Провести кластеризацию предприятий и организаций в зависимости от
направления их сферы профессиональной деятельности, определить предприятия, к
которым проявляют интерес школьники и заключить договоры по использованию ресурсов
социальных партнеров для проведения профориентационных мероприятий.
- Проведение заседаний, круглых столов по актуальным проблемам
самоопределения обучающихся;
- Проведение активной просветительской работы по новым формам профориентации
в рамках педагогических мероприятий.
6. Меры и мероприятия.
Организовать преемственность профориентационной работы между разными
ступенями образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего.
Осуществить подготовку педагогов, ответственных за профориентационную работу,
путем посещения обучающих мероприятий, организованных в рамках системы
дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Продолжить взаимодействие школы с службой занятости, продолжить работу по
созданию
модели
сетевого
сотрудничества
с
социальными
партнерами
(профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации молодежи,
общественными молодежными организациями, учреждениями дополнительного
образования и т.д.).
Продолжить введение разнообразных форм образовательной деятельности
школьников (разновозрастный урок, детско-взрослый проектировочный семинар,
предметное погружение и др.);
Организовывать командную работу учителей при планировании взаимосвязей
учебных и междисциплинарных (надпредметных) программ, которые соответствуют
особенностям возрастного развития учащихся.
7. Управленческие решения.
6

Привлекать к решению проблемы ранней профориентации обучающихся
специалистов из различных структур и организаций: специалистов системы
дополнительного образования; профессиональных организаций; учреждений культуры и
спорта; массовых коммуникаций.
Включить в систему мониторинга по проведению ранней профориентации
обучающихся показатель, связанный с систематической и планомерной работой с
родителями (законными представителями) обучающихся по их ранней профориентации.
Разработать план проведения регулярных информационных презентаций о
профессиях (практические занятия, сайт школы, родительские чаты).
Организовать конкурсное движение по проблеме ранней профориентации.
Конкурсы профессионального мастерства для педагогов, психологов, классных
руководителей (методических разработок, обмен опытом и т.д.); для школьников в формате
олимпиад и соревнований; родителей (законных представителей) в формате обмена
опытом.
8. Анализ эффективности принятых мер.
Работа по профориентации в МАОУ СОШ № 5 имеет положительный эффект. В
2024 году 9 класс - из 53 обучающихся (42 обучающихся, обучавшиеся по ООП, 11 –
обучающихся по АООП: 8 – ЗПР, 3 – УО), 14 обучающихся (26,4%) выбрали для
поступления, востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся
к группам «Архитектура и строительство дорог», «Здравоохранения и медицинские науки»,
«Инженерное дело, технологии и технические науки», «Образование и педагогические
науки»;
11 класс - из 10 обучающихся, 5 обучающихся (50%) выбрали для поступления,
востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам
«Здравоохранения и медицинские науки», «Инженерное дело, технологии и технические
науки».

7


Наверх

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».