1 1. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); - основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №5» с приложением на 2024-2025 учебный год; Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс: 1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с. 2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с. 3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с. 4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с. 5. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с. 6. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и 2 экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3 года (1-3 класс): 1 класс – 33 часа 2 класс – 34 часа 3 класс – 34 часа 2.Содержание учебного предмета 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 2класс Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; 3 Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: 4 – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: 5 – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; 6 – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: 7 – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; 8 – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: 9 – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: 10 – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 11 4.Тематическое планирование курса. 4.1. Сетка часов №п/ п 1. 2. 3. Наименован ие разделов Читательска я грамотность Финансовая грамотность Естественнонаучная грамотность Воспитательные задачи Воспитание уважительного отношения к вечным ценностям человека. Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.Формиро вание умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. Воспитание культуры общения. Формирование умения слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение,быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные Количест Цифровой ресурс во часов 8 1)Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html 2) Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp 7 3)Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/financ e/ 4) Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html 5) Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaemlogicheskie-zadachi-1-4-klass/ 6)Учительский портал: Представлены уроки, тесты, 10 (9 презентации, внеклассные часов в 1 мероприятия, интерактивная доска, классе) компьютерные программы http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 7) Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodi cheskaya-kopilka-kombinatornyelogicheskie-i 12 4. роли в группе. Математичес Воспитание кая толерантного грамотность отношения к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Итого 9 34 (33 в 1 классе) 4.2Календарно-тематическое планирование курса 1 класс № Учебная Тема Кол Тема урока Содержание неделя раздела -во часо в разд ела 1 2 3 4 5 6 1 1 неделя «Читатель ская грамотнос ть» 8 часов 1 Виталий Бианки. Лис и мышонок 2 2 неделя 1 Русская народная сказка. Мороз и заяц 3 3 неделя 1 Владимир Сутеев. Живые грибы 4 4 неделя 1 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко 5 5 неделя 1 6 6 неделя 1 Михаил Пляцковский. Урок дружбы Грузинская сказка. Лев и заяц 13 Планируемый результат 7 1 четверть – 8 часов Содержание Личностные результаты изучен сказки. – осознавать себя как члена сем Качество: участие в обсуждении финансо осторожность, решений о семейном бюджете; предусмотрительно – овладевать начальными навы сть. финансовых отношений: сопос простые вычисления в области Содержание – осознавать личную ответстве сказки. – уметь сотрудничать со взросл Качество: игровых и реальных ситуациях выносливость, Метапредметные результаты упорство. Познавательные: Содержание – осваивать способы решения п сказки. характера: работа над проектам Качество: – использовать различные спос трудолюбие. анализа и представления инфор Содержание – овладевать логическими дейс сказки. классификации, установления а Качество: вежливость, умение следственных связей, построен известным понятиям; признавать свои – использовать знаково-символ ошибки. моделирование; Содержание – ориентироваться в своей сист сказки. Дружба, жадность. уже известного; – делать предварительный отбо Содержание ориентироваться в потоке инфо сказки. – добывать новые знания: нахо Качество: 7 7 неделя 1 Русская народная сказка. Как лиса училась летать 8 8 неделя 1 Евгений Пермяк. Четыре брата 9 9 неделя «Финансов ая грамотност ь» 8 часов 1 За покупками 10 10 неделя 1 Находчивый Колобок 14 смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Содержание сказки. Семейные ценности. используя учебные пособия, св информацию, полученную от о – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными предметное содержание и усло – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность понимать, испол размышлять о них и заниматьс достигать своих целей, расшир участвовать в социальной жизн 2 четверть – 7 часов Цена, товар, спрос. Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве Деньги, цена, – уметь сотрудничать со взросл услуги, товар. игровых и реальных ситуациях Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам 11 11 неделя 1 День рождения 12 12 неделя 1 Буратино и карманные деньги Карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. 13 13 неделя 1 Кот Василий Реклама. 14 14 неделя 1 Лесной банк Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 15 15 неделя 1 Как мужик и медведь прибыль делили Цена, ценность, товар, спрос. МухиЦокотухи Цена, стоимость, сдача, сбережения. продаёт молоко – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – понимание и правильное исп терминов; – представление о роли денег в – умение характеризовать виды – знание источников доходов и – умение рассчитывать доходы семейный бюджет; – определение элементарных п финансов и путей их решения; – проведение элементарных фи 3 четверть – 10 часов 15 16 16 неделя 1 17 17 неделя 18 18 неделя «Естестве 1 нно научная грамотнос ть» 9 часов 1 19 19неделя 1 Как мужик золото менял Услуга, равноценный обмен, бартер. Как Иванушка хотел попить водицы Вода, свойства воды. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик Воздушный шарик, воздух. Про репку и другие корнеплоды Корнеплоды. 16 Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве – уметь сотрудничать со взросл игровых и реальных ситуациях Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); 20 20 неделя 1 Плывёт, плывёт кораблик Плавучесть предметов. 21 21 неделя 1 Про Снегурочку и превращения воды Три состояния воды. 22 22 неделя 1 Как делили апельсин Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 23 23 неделя 1 Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Зеркало, отражение, калейдоскоп. 24 24 неделя 1 Иванова соль Соль, свойства соли. 25 25 неделя 1 Владимир Сутеев. Яблоко Яблоко. – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность осваивать и испо знания для распознания и пост новых знаний, для объяснения формулирования основанных н – способность понимать основн формы человеческого познания 4 четверть – 8 часов 26 26 неделя 27 27 неделя «Математ 1 ическая грамотнос ть» - 8 часов 1 28 28 неделя 1 29 29 неделя 1 Про курочку Счёт предметов, Рябу, золотые и составление и простые яйца решение выражений, задачи. Многоугольники. Про козу, козлят и капусту Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Ломаная. Про петушка и жерновцы Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. Как петушок и курочки Разложение числа 10 на два и три 17 Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве – уметь сотрудничать со взросл игровых и реальных ситуациях Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс делили бобовые зёрнышки 30 30 неделя 1 Про наливные яблочки 31 31 неделя 1 Про Машу и трёх медведей 32 32 неделя 1 Про старика, старуху, волка и лисичку 33 33 1 Про медведя, лису и мишкин мёд неделя № Учебная Тема неделя раздела Кол -во часо 2 класс Тема урока 18 слагаемых. классификации, установления а связей, построения рассуждени Увеличение числа – использовать знаково-символ на несколько моделирование; единиц, сложение и – ориентироваться в своей сист вычитание в известного; переделах 20. – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо Состав чисел 9, 10, – добывать новые знания: нахо 11. учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; Задачи на нахождение суммы. – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Задачи на нахождение части. Регулятивные: – проявлять познавательную и Состав числа 12. – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в Задачи на – контролировать и оценивать нахождение суммы. соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып Состав чисел – оценивать правильность выпо второго десятка. критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность формулировать, математику в разнообразных ко – способность проводить матем – способность использовать ма описать, объяснить и предсказа – способность понимать роль м обоснованные суждения и прин необходимы конструктивному, человеку. Итого 33 часа Содержание Планируемый результат 1 2 3 1 1 неделя 2 2 неделя «Читатель ская грамотнос ть» 9 часов 3 в разд ела 4 5 6 1 Михаил Пришвин. Беличья память 1 И. СоколовМикитов. В берлоге 3 неделя 1 Лев Толстой. Зайцы 4 4 неделя 1 5 5 неделя 1 Николай Сладков. Весёлая игра Обыкновенные кроты 6 6 неделя 1 Эдуард Шим. Тяжкий труд 7 7 неделя 1 Полевой хомяк 8 8 неделя 1 Про бобров 19 7 1 четверть – 8 часов Различия научноЛичностные результаты изучен познавательного и – осознавать себя как члена сем художественного в обсуждении финансовых про текстов. семейном бюджете; – овладевать начальными навы Содержание отношений: сопоставление дох рассказа. вычисления в области семейны Отличия – осознавать личную ответстве художественного, – уметь сотрудничать со взросл научноигровых и реальных ситуациях познавательного и Метапредметные результаты газетного стилей. Познавательные: Содержание – осваивать способы решения п рассказа. Сравнение научно- характера: работа над проектам – использовать различные спос познавательного и анализа и представления инфор художественного – овладевать логическими дейс текстов. классификации, установления а Содержание связей, построения рассуждени рассказа – использовать знаково-символ моделирование; Содержание – ориентироваться в своей сист научноизвестного; познавательного – делать предварительный отбо текста. ориентироваться в потоке инфо Содержание – добывать новые знания: нахо художественного учебные пособия, свой жизнен текста. полученную от окружающих; Содержание – перерабатывать полученную научногруппировать объекты; познавательного – преобразовывать информаци текста. Содержание текста, Регулятивные: – проявлять познавательную и текст-описание. – принимать и сохранять учебн реализацию, в том числе во вн – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно в – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность понимать, испол размышлять о них и заниматьс своих целей, расширять свои зн социальной жизни; – способность различать тексты – умение находить необходиму текстах; – умение задавать вопросы по с – умение составлять речевое вы форме в соответствии с поставл 9 9 неделя 10 10 неделя «Финансов ая грамотност ь» 8 часов 1 Позвоночные животные 1 Беличьи деньги 11 11 неделя 1 Повреждённые и фальшивые деньги 12 12 неделя 1 Банковская карта 13 13 неделя 1 Безопасность денег на банковской карте 20 2 четверть – 7 часов Рыбы, птицы, Личностные результаты изучен рептилии, – осознавать себя как члена сем амфибии, в обсуждении финансовых про млекопитающие. семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве Бумажные и – уметь сотрудничать со взросл металлические игровых и реальных ситуациях деньги, рубль, Метапредметные результаты копейка. Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос Наличные деньги, анализа и представления инфор средства защиты – овладевать логическими дейс бумажных денег, классификации, установления а повреждённые связей, построения рассуждени деньги. – использовать знаково-символ моделирование; Банковская карта. – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо Правила ориентироваться в потоке инфо безопасности при – добывать новые знания: нахо использовании учебные пособия, свой жизнен банковских карт. полученную от окружающих; – перерабатывать полученную 14 14 неделя 1 Про кредиты Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. 15 15 неделя 1 Про вклады Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн реализацию, в том числе во вн – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно в – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – понимание и правильное исп терминов; – представление о банковских – умение правильно обращатьс – представление о различных б – проведение элементарных фи 3 четверть – 11 часов 16 16 неделя 1 Ловушки для денег Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. 17 17 неделя 1 Такие Валюта, курс для обмена валюты, деньги разных стран. разные деньги 21 Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве 18 18 неделя «Естествен но научная грамотност ь» 9 часов 1 Про белочку и погоду Наблюдения за погодой. 19 19 неделя 1 Лесные сладкоежки Медонос, настоящий и искусственный мёд 20 20 неделя 1 Про Зайчишку и овощи Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. 21 21 неделя 1 Лисьи норы Устройство лисьей норы, свойства 22 – уметь сотрудничать со взросл игровых и реальных ситуациях Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн реализацию, в том числе во вн – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно в – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность осваивать и испо знания для распознания и пост новых знаний, для объяснения формулирования основанных н – способность понимать основн формы человеческого познания лесной земли, песка и глины, состав почвы. 22 22 неделя 1 Корень – часть растения Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. 23 23 неделя 1 Занимательные особенности яблока Яблоко, свойства яблока. 24 24 неделя 1 Про хомяка и его запасы Горох, свойства прорастания гороха. 25 25 неделя 1 Материал для плотин Строение древесины дерева, определение возраста дерева. 26 26 неделя 1 Позвоночные животные Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. 4 четверть – 8 часов 27 27 неделя 28 29 «Математи ческая грамотност ь» - 8 часов 1 Про беличьи запасы Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. 28тнеде ля 1 Медвежье Столбчатая диаграмма, таблицы, логические задачи. 29 неделя 1 потомство Про зайчат и зайчиху Единицы измерения времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 30 30 неделя 1 Лисьи забавы 23 Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве – уметь сотрудничать со взросл игровых и реальных ситуациях Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; 31 31 неделя 1 Про крота Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 32 32 неделя 1 Про ежа Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. 33 33 неделя 1 Про полевого Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. 34 неделя 1 34 хомяка Бобрыстроители Диаметр, длина окружности, решение практических задач. – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн реализацию, в том числе во вн – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно в – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность формулировать, математику в разнообразных к – способность проводить мате – способность использовать ма чтобы описать, объяснить и пр – способность понимать роль м обоснованные суждения и прин необходимы конструктивному, человеку. Итого – 34 часа № Учебная Тема неделя раздела Кол -во часо в 3 класс Тема урока 24 Содержание Планируемый результат 1 2 3 1 1 неделя 2 2 неделя «Читатель ская грамотнос ть» 8 часов 3 разд ела 4 5 6 1 Про дождевого червяка 1 Кальций 3 неделя 1 Сколько весит облако? 4 4 неделя 1 Хлеб – всему голова 5 5 неделя 1 Про мел 6 6 неделя 1 Про мыло 7 7 неделя 1 История свечи 8 8 неделя 1 Магнит 25 7 1 четверть – 8 часов Тип текста. Личностные результаты изучен Содержание – осознавать себя как члена сем научнов обсуждении финансовых про познавательного семейном бюджете; текста. – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох Содержание вычисления в области семейны научно– осознавать личную ответстве познавательного – уметь сотрудничать со взросл текста. ситуациях. Тип текста. Метапредметные результаты Главная мысль текста. Содержание Познавательные: – осваивать способы решения п текста характера: работа над проектам Тип текста. – использовать различные спос Главная мысль текста. Содержание анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс текста классификации, установления а Главная мысль текста. Содержание связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ текста. моделирование; Содержание – ориентироваться в своей сист научноизвестного; познавательного – делать предварительный отбо текста. ориентироваться в потоке инфо Содержание – добывать новые знания: нахо научноучебные пособия, свой жизнен познавательного полученную от окружающих; текста. – перерабатывать полученную Содержание группировать объекты; научно– преобразовывать информаци познавательного Регулятивные: текста. – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность понимать, испол размышлять о них и заниматьс своих целей, расширять свои зн социальной жизни; – способность различать тексты – умение находить необходиму текстах; – умение задавать вопросы по со – умение составлять речевое вы форме в соответствии с поставл 9 9 неделя «Финансов ая грамотност ь» 9 часов 1 10 10 неделя 1 11 11 неделя 1 12 12 неделя 1 13 13 неделя 1 2 четверть – 7 часов Что такое Федеральный Личностные результаты изучен «бюджет»? бюджет, уровни – осознавать себя как члена сем бюджета, дефицит, в обсуждении финансовых про профицит. семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве Семейный Семейный бюджет, – уметь сотрудничать со взросл бюджет доходы и расходы. ситуациях. Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос Откуда в семье Понятие анализа и представления инфор берутся заработной платы, деньги? – овладевать логическими дейс виды зарплаты. Зарплата классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; Откуда в семье Пенсия, досрочная – ориентироваться в своей сист берутся пенсия, пособия известного; деньги? Пенсия для разных – делать предварительный отбо и социальные категорий граждан. ориентироваться в потоке инфо пособия – добывать новые знания: нахо Откуда в семье Наследство, вклад, учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; берутся выигрыш. – перерабатывать полученную деньги? группировать объекты; Наследство, – преобразовывать информаци вклад, Регулятивные: выигрыш – проявлять познавательную и 26 14 14 неделя 1 15 15 неделя 1 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов Классификация расходов по различным основаниям. – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып На что тратятся Виды обязательных – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо семейные платежей. Коммуникативные: деньги? – адекватно передавать информ Обязательные соответствии с поставленными платежи содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – понимание и правильное испол – представление о семейных ра – умение проводить простейши – представление о различных в – представление о различных в – представление о способах эко 3 четверть – 11 часов 16 16 неделя 1 Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. 17 17 неделя 1 Практическая работа. Составление бюджета семьи. 27 Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве 18 18 неделя 19 «Естествен но научная грамотност ь» 9 часов 1 Дождевые черви Дождевые черви 19 неделя 1 Полезный кальций Кальций 20 20 неделя 1 Про облака Облака 21 21 неделя 1 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. 22 22 неделя 1 Интересное вещество – мел Мел. 23 23 неделя 1 Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло 24 24 неделя 1 Про свечи Свеча 28 – уметь сотрудничать со взросл ситуациях. Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность осваивать и испо знания для распознания и пост новых знаний, для объяснения формулирования основанных н – способность понимать основн формы человеческого познания 25 25 неделя 1 Волшебный магнит Магнит 26 26 неделя 1 Представление проектной работы Проектная деятельность 4 четверть – 8 часов 27 27 неделя 28 «Математи ческая грамотност ь» - 8 часов 1 Расходы и доходы бюджета Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. 28тнеде ля 1 Планируем семейный бюджет Доходы и расходы в семейном бюджете. 29 29 неделя 1 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. 30 30 неделя 1 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. 31 31 неделя 1 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 32 32 неделя 1 Подсчитываем расходы Обязательные и непредвиденные расходы. 33 33 неделя 1 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи 34 34 неделя 1 Подсчитываем сэкономленные деньги Экономия семейного бюджета. 29 Личностные результаты изучен – осознавать себя как члена сем в обсуждении финансовых про семейном бюджете; – овладевать начальными навы отношений: сопоставление дох вычисления в области семейны – осознавать личную ответстве – уметь сотрудничать со взросл ситуациях. Метапредметные результаты Познавательные: – осваивать способы решения п характера: работа над проектам – использовать различные спос анализа и представления инфор – овладевать логическими дейс классификации, установления а связей, построения рассуждени – использовать знаково-символ моделирование; – ориентироваться в своей сист известного; – делать предварительный отбо ориентироваться в потоке инфо – добывать новые знания: нахо учебные пособия, свой жизнен полученную от окружающих; – перерабатывать полученную группировать объекты; – преобразовывать информаци Регулятивные: – проявлять познавательную и – принимать и сохранять учебн – планировать ее реализацию, в – контролировать и оценивать соответствующие коррективы в – уметь отличать правильно вып – оценивать правильность выпо критериями оценивания, самоо Коммуникативные: – адекватно передавать информ соответствии с поставленными содержание и условия деятельн – доносить свою позицию до д устной и письменной речи (на небольшого текста); – слушать и понимать речь дру – совместно договариваться о п – учиться выполнять различны исполнителя, критика). Предметные результаты изучен грамотность»: – способность формулировать, математику в разнообразных к – способность проводить матем – способность использовать ма описать, объяснить и предсказы – способность понимать роль м обоснованные суждения и прин необходимы конструктивному, человеку. Итого – 34 часа 30