Рабочая программа Основы функциональной грамотности для 1-3 классов

1

1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего
образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ №5» с приложением на 2024-2025 учебный год;
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс
общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
5. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
6. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
2

экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3
года (1-3 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа

2.Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода
и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
3

Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
4

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
5

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
6

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

7

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
8

– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
9

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
10

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.

11

4.Тематическое планирование курса.
4.1. Сетка часов
№п/
п

1.

2.

3.

Наименован
ие разделов
Читательска
я
грамотность

Финансовая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Воспитательные
задачи
Воспитание
уважительного
отношения к вечным
ценностям человека.
Привитие любви и
уважения к
Отечеству, его языку,
культуре.
Формирование
осознания себя как
члена общества,
представителя
страны.
Овладение
начальными
навыками адаптации
в мире финансовых
отношений.Формиро
вание умения
сопоставления
доходов и расходов,
простые вычисления
в области семейных
финансов.
Осознание личной
ответственности за
свои поступки.
Воспитание
культуры общения.
Формирование
умения слушать и
слышать
собеседника,
размышлять вслух,
обосновывать свою
позицию
высказывать свое
мнение,быть
готовым
корректировать свою
точку зрения,
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности,
выполняя разные

Количест Цифровой ресурс
во часов
8
1)Инфоурок

https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html

2) Уроки для начальной школы от
«Кирилл и Мефодий» и презентации
уроков
http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp

7

3)Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp/financ
e/
4) Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html
5) Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaemlogicheskie-zadachi-1-4-klass/

6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
10
(9 презентации, внеклассные
часов в 1 мероприятия, интерактивная доска,
классе)
компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodi
cheskaya-kopilka-kombinatornyelogicheskie-i

12

4.

роли в группе.
Математичес Воспитание
кая
толерантного
грамотность отношения к
окружающим.
Умение
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных ситуациях.
Итого

9

34 (33 в 1
классе)

4.2Календарно-тематическое планирование курса
1 класс
№ Учебная Тема
Кол Тема урока
Содержание
неделя
раздела
-во
часо
в
разд
ела

1

2

3

4

5

6

1

1 неделя

«Читатель
ская
грамотнос
ть» 8
часов

1

Виталий
Бианки. Лис и
мышонок

2

2 неделя

1

Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц

3

3 неделя

1

Владимир
Сутеев. Живые
грибы

4

4 неделя

1

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

5

5 неделя

1

6

6 неделя

1

Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы
Грузинская
сказка. Лев и
заяц
13

Планируемый результат

7

1 четверть – 8 часов
Содержание
Личностные результаты изучен
сказки.
– осознавать себя как члена сем
Качество:
участие в обсуждении финансо
осторожность,
решений о семейном бюджете;
предусмотрительно – овладевать начальными навы
сть.
финансовых отношений: сопос
простые вычисления в области
Содержание
– осознавать личную ответстве
сказки.
– уметь сотрудничать со взросл
Качество:
игровых и реальных ситуациях
выносливость,
Метапредметные результаты
упорство.
Познавательные:
Содержание
– осваивать способы решения п
сказки.
характера: работа над проектам
Качество:
– использовать различные спос
трудолюбие.
анализа и представления инфор
Содержание
– овладевать логическими дейс
сказки.
классификации, установления а
Качество:
вежливость, умение следственных связей, построен
известным понятиям;
признавать свои
– использовать знаково-символ
ошибки.
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
сказки.
Дружба, жадность. уже известного;
– делать предварительный отбо
Содержание
ориентироваться в потоке инфо
сказки.
– добывать новые знания: нахо
Качество:

7

7 неделя

1

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась летать

8

8 неделя

1

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

9

9 неделя «Финансов
ая
грамотност
ь» 8 часов

1

За покупками

10

10
неделя

1

Находчивый
Колобок

14

смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.
Содержание
сказки.
Семейные
ценности.

используя учебные пособия, св
информацию, полученную от о
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
предметное содержание и усло
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
достигать своих целей, расшир
участвовать в социальной жизн

2 четверть – 7 часов
Цена, товар, спрос. Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Деньги, цена,
– уметь сотрудничать со взросл
услуги, товар.
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам

11

11
неделя

1

День рождения

12

12
неделя

1

Буратино и
карманные
деньги

Карманные деньги,
необходимая
покупка, желаемая
покупка.

13

13
неделя

1

Кот Василий

Реклама.

14

14
неделя

1

Лесной банк

Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.

15

15
неделя

1

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

Цена, ценность,
товар, спрос.

МухиЦокотухи

Цена, стоимость,
сдача, сбережения.

продаёт молоко

– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное исп
терминов;
– представление о роли денег в
– умение характеризовать виды
– знание источников доходов и
– умение рассчитывать доходы
семейный бюджет;
– определение элементарных п
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных фи

3 четверть – 10 часов
15

16

16 неделя

1

17

17 неделя

18

18 неделя

«Естестве 1
нно научная
грамотнос
ть» 9
часов
1

19

19неделя

1

Как мужик
золото менял

Услуга,
равноценный
обмен, бартер.

Как Иванушка
хотел попить
водицы

Вода, свойства
воды.

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

Воздушный шарик,
воздух.

Про репку и
другие
корнеплоды

Корнеплоды.

16

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);

20

20 неделя

1

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

21

21 неделя

1

Про
Снегурочку и
превращения
воды

Три состояния
воды.

22

22 неделя

1

Как делили
апельсин

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.

23

23 неделя

1

Крошка Енот и
Тот, кто сидит
в пруду

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

24

24 неделя

1

Иванова соль

Соль, свойства
соли.

25

25 неделя

1

Владимир
Сутеев. Яблоко

Яблоко.

– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания

4 четверть – 8 часов
26

26 неделя

27

27 неделя

«Математ 1
ическая
грамотнос
ть» - 8
часов
1

28

28 неделя

1

29

29 неделя

1

Про курочку
Счёт предметов,
Рябу, золотые и составление и
простые яйца
решение
выражений, задачи.
Многоугольники.
Про козу,
козлят и
капусту

Счёт предметов,
составление и
решение
выражений, задачи.
Ломаная.

Про петушка и
жерновцы

Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на вопросы.

Как петушок и
курочки

Разложение числа
10 на два и три

17

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс

делили
бобовые
зёрнышки
30

30 неделя

1

Про наливные
яблочки

31

31 неделя

1

Про Машу и
трёх медведей

32

32 неделя

1

Про старика,
старуху, волка
и лисичку

33

33

1

Про медведя,
лису и мишкин
мёд

неделя

№

Учебная Тема
неделя
раздела

Кол
-во
часо

2 класс
Тема урока

18

слагаемых.

классификации, установления а
связей, построения рассуждени
Увеличение числа
– использовать знаково-символ
на несколько
моделирование;
единиц, сложение и – ориентироваться в своей сист
вычитание в
известного;
переделах 20.
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
Состав чисел 9, 10, – добывать новые знания: нахо
11.
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
Задачи на
нахождение суммы. – перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Задачи на
нахождение части. Регулятивные:
– проявлять познавательную и
Состав числа 12.
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
Задачи на
– контролировать и оценивать
нахождение суммы. соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
Состав чисел
– оценивать правильность выпо
второго десятка.
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных ко
– способность проводить матем
– способность использовать ма
описать, объяснить и предсказа
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.
Итого 33 часа

Содержание

Планируемый результат

1

2

3

1

1 неделя

2

2 неделя

«Читатель
ская
грамотнос
ть» 9
часов

3

в
разд
ела
4

5

6

1

Михаил
Пришвин.
Беличья память

1

И. СоколовМикитов.
В берлоге

3 неделя

1

Лев Толстой.
Зайцы

4

4 неделя

1

5

5 неделя

1

Николай
Сладков.
Весёлая игра
Обыкновенные
кроты

6

6 неделя

1

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

7

7 неделя

1

Полевой
хомяк

8

8 неделя

1

Про бобров

19

7

1 четверть – 8 часов
Различия научноЛичностные результаты изучен
познавательного и
– осознавать себя как члена сем
художественного
в обсуждении финансовых про
текстов.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
Содержание
отношений: сопоставление дох
рассказа.
вычисления в области семейны
Отличия
– осознавать личную ответстве
художественного,
– уметь сотрудничать со взросл
научноигровых и реальных ситуациях
познавательного и
Метапредметные результаты
газетного стилей.
Познавательные:
Содержание
– осваивать способы решения п
рассказа.
Сравнение научно- характера: работа над проектам
– использовать различные спос
познавательного и
анализа и представления инфор
художественного
– овладевать логическими дейс
текстов.
классификации, установления а
Содержание
связей, построения рассуждени
рассказа
– использовать знаково-символ
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
научноизвестного;
познавательного
– делать предварительный отбо
текста.
ориентироваться в потоке инфо
Содержание
– добывать новые знания: нахо
художественного
учебные пособия, свой жизнен
текста.
полученную от окружающих;
Содержание
– перерабатывать полученную
научногруппировать объекты;
познавательного
– преобразовывать информаци
текста.
Содержание текста, Регулятивные:
– проявлять познавательную и
текст-описание.
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);

– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
своих целей, расширять свои зн
социальной жизни;
– способность различать тексты
– умение находить необходиму
текстах;
– умение задавать вопросы по с
– умение составлять речевое вы
форме в соответствии с поставл
9

9 неделя

10

10
неделя

«Финансов
ая
грамотност
ь» 8 часов

1

Позвоночные
животные

1

Беличьи
деньги

11

11
неделя

1

Повреждённые
и фальшивые
деньги

12

12
неделя

1

Банковская
карта

13

13
неделя

1

Безопасность
денег на
банковской
карте

20

2 четверть – 7 часов
Рыбы, птицы,
Личностные результаты изучен
рептилии,
– осознавать себя как члена сем
амфибии,
в обсуждении финансовых про
млекопитающие.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Бумажные и
– уметь сотрудничать со взросл
металлические
игровых и реальных ситуациях
деньги, рубль,
Метапредметные результаты
копейка.
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
Наличные деньги,
анализа и представления инфор
средства защиты
– овладевать логическими дейс
бумажных денег,
классификации, установления а
повреждённые
связей, построения рассуждени
деньги.
– использовать знаково-символ
моделирование;
Банковская карта.
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
Правила
ориентироваться в потоке инфо
безопасности при
– добывать новые знания: нахо
использовании
учебные пособия, свой жизнен
банковских карт.
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную

14

14
неделя

1

Про кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит наличными.

15

15
неделя

1

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное исп
терминов;
– представление о банковских
– умение правильно обращатьс
– представление о различных б
– проведение элементарных фи

3 четверть – 11 часов
16

16
неделя

1

Ловушки для
денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

17

17
неделя

1

Такие

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.

разные деньги

21

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве

18

18
неделя

«Естествен
но научная
грамотност
ь» 9 часов

1

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.

19

19
неделя

1

Лесные
сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный мёд

20

20
неделя

1

Про Зайчишку
и овощи

Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.

21

21
неделя

1

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства

22

– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания

лесной земли,
песка и глины,
состав почвы.
22

22
неделя

1

Корень – часть
растения

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

23

23
неделя

1

Занимательные
особенности
яблока

Яблоко, свойства
яблока.

24

24
неделя

1

Про хомяка и
его запасы

Горох, свойства
прорастания
гороха.

25

25
неделя

1

Материал для
плотин

Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.

26

26
неделя

1

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие.
4 четверть – 8 часов

27

27
неделя

28

29

«Математи
ческая
грамотност
ь» - 8 часов

1

Про беличьи
запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.

28тнеде
ля

1

Медвежье

Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.

29
неделя

1

потомство
Про зайчат и
зайчиху

Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

30

30
неделя

1

Лисьи забавы

23

Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;

31

31
неделя

1

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

32

32
неделя

1

Про ежа

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия месяцев.

33

33
неделя

1

Про полевого

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.

34
неделя

1

34

хомяка

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.

– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных к
– способность проводить мате
– способность использовать ма
чтобы описать, объяснить и пр
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.

Итого – 34 часа

№

Учебная Тема
неделя
раздела

Кол
-во
часо
в

3 класс
Тема урока

24

Содержание

Планируемый результат

1

2

3

1

1 неделя

2

2 неделя

«Читатель
ская
грамотнос
ть» 8
часов

3

разд
ела
4

5

6

1

Про дождевого
червяка

1

Кальций

3 неделя

1

Сколько весит
облако?

4

4 неделя

1

Хлеб – всему
голова

5

5 неделя

1

Про мел

6

6 неделя

1

Про мыло

7

7 неделя

1

История свечи

8

8 неделя

1

Магнит

25

7

1 четверть – 8 часов
Тип текста.
Личностные результаты изучен
Содержание
– осознавать себя как члена сем
научнов обсуждении финансовых про
познавательного
семейном бюджете;
текста.
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
Содержание
вычисления в области семейны
научно– осознавать личную ответстве
познавательного
– уметь сотрудничать со взросл
текста.
ситуациях.
Тип текста.
Метапредметные результаты
Главная мысль
текста. Содержание Познавательные:
– осваивать способы решения п
текста
характера: работа над проектам
Тип текста.
– использовать различные спос
Главная мысль
текста. Содержание анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
текста
классификации, установления а
Главная мысль
текста. Содержание связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
текста.
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
научноизвестного;
познавательного
– делать предварительный отбо
текста.
ориентироваться в потоке инфо
Содержание
– добывать новые знания: нахо
научноучебные пособия, свой жизнен
познавательного
полученную от окружающих;
текста.
– перерабатывать полученную
Содержание
группировать объекты;
научно– преобразовывать информаци
познавательного
Регулятивные:
текста.
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру

– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
своих целей, расширять свои зн
социальной жизни;
– способность различать тексты
– умение находить необходиму
текстах;
– умение задавать вопросы по со
– умение составлять речевое вы
форме в соответствии с поставл
9

9 неделя «Финансов
ая
грамотност
ь» 9 часов

1

10

10
неделя

1

11

11
неделя

1

12

12
неделя

1

13

13
неделя

1

2 четверть – 7 часов
Что такое
Федеральный
Личностные результаты изучен
«бюджет»?
бюджет, уровни
– осознавать себя как члена сем
бюджета, дефицит, в обсуждении финансовых про
профицит.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Семейный
Семейный бюджет, – уметь сотрудничать со взросл
бюджет
доходы и расходы. ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
Откуда в семье Понятие
анализа и представления инфор
берутся
заработной платы,
деньги?
– овладевать логическими дейс
виды зарплаты.
Зарплата
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
Откуда в семье Пенсия, досрочная – ориентироваться в своей сист
берутся
пенсия, пособия
известного;
деньги? Пенсия для разных
– делать предварительный отбо
и социальные
категорий граждан. ориентироваться в потоке инфо
пособия
– добывать новые знания: нахо
Откуда в семье Наследство, вклад, учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
берутся
выигрыш.
– перерабатывать полученную
деньги?
группировать объекты;
Наследство,
– преобразовывать информаци
вклад,
Регулятивные:
выигрыш
– проявлять познавательную и

26

14

14
неделя

1

15

15
неделя

1

На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
На что тратятся Виды обязательных – оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
семейные
платежей.
Коммуникативные:
деньги?
– адекватно передавать информ
Обязательные
соответствии с поставленными
платежи
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное испол
– представление о семейных ра
– умение проводить простейши
– представление о различных в
– представление о различных в
– представление о способах эко
3 четверть – 11 часов

16

16
неделя

1

Как
сэкономить
семейные
деньги?

Экономия
семейного
бюджета.

17

17
неделя

1

Практическая
работа.

Составление
бюджета семьи.

27

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве

18

18
неделя

19

«Естествен
но научная
грамотност
ь» 9 часов

1

Дождевые
черви

Дождевые черви

19
неделя

1

Полезный
кальций

Кальций

20

20
неделя

1

Про облака

Облака

21

21
неделя

1

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

22

22
неделя

1

Интересное
вещество – мел

Мел.

23

23
неделя

1

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

24

24
неделя

1

Про свечи

Свеча

28

– уметь сотрудничать со взросл
ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания

25

25
неделя

1

Волшебный
магнит

Магнит

26

26
неделя

1

Представление
проектной
работы

Проектная
деятельность
4 четверть – 8 часов

27

27
неделя

28

«Математи
ческая
грамотност
ь» - 8 часов

1

Расходы и
доходы
бюджета

Сравнение доходов
и расходов.
Дефицит и
профицит.

28тнеде
ля

1

Планируем
семейный
бюджет

Доходы и расходы
в семейном
бюджете.

29

29
неделя

1

Подсчитываем
семейный
доход

Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.

30

30
неделя

1

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум,
минимальная
пенсия, пособия.

31

31
неделя

1

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша
в лотерею.

32

32
неделя

1

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

33

33
неделя

1

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи

34

34
неделя

1

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

Экономия
семейного
бюджета.

29

Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными

содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных к
– способность проводить матем
– способность использовать ма
описать, объяснить и предсказы
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.
Итого – 34 часа

30


Наверх

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».