1
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 3 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего
образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-3
классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- основной образовательной программы начального общего образования МАОУ
«СОШ №5» с приложением на 2024-2025 учебный год;
Для преподавания учебного предмета используется учебно-методический комплекс:
1. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 2-3
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 32с.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2-3 класс
общеобразоват. орг. в 2 ч.– М.:ВАКО, 2020 – 112с.
3. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2-3 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2020 – 64с.
4. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 32с.
5. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4
класс общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 112с.
6. Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: рабочая программа. 4 класс
общеобразоват. орг. – М.:ВАКО, 2018 – 56.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в
области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
2
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3
года (1-3 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
2.Содержание учебного предмета
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и
истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода
и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
2класс
Читательская грамотность: (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений;
деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
3
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и
нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур,
нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты,
кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа,
задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых
диаграмм, работа с графиками.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
4
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
5
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
6
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе
во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
7
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
8
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
9
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
10
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
11
4.Тематическое планирование курса.
4.1. Сетка часов
№п/
п
1.
2.
3.
Наименован
ие разделов
Читательска
я
грамотность
Финансовая
грамотность
Естественнонаучная
грамотность
Воспитательные
задачи
Воспитание
уважительного
отношения к вечным
ценностям человека.
Привитие любви и
уважения к
Отечеству, его языку,
культуре.
Формирование
осознания себя как
члена общества,
представителя
страны.
Овладение
начальными
навыками адаптации
в мире финансовых
отношений.Формиро
вание умения
сопоставления
доходов и расходов,
простые вычисления
в области семейных
финансов.
Осознание личной
ответственности за
свои поступки.
Воспитание
культуры общения.
Формирование
умения слушать и
слышать
собеседника,
размышлять вслух,
обосновывать свою
позицию
высказывать свое
мнение,быть
готовым
корректировать свою
точку зрения,
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности,
выполняя разные
Количест Цифровой ресурс
во часов
8
1)Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursufunkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryakna-temu-dozhdevye-chervi-3-klass6188519.html
2) Уроки для начальной школы от
«Кирилл и Мефодий» и презентации
уроков
http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp
7
3)Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/olymp/financ
e/
4) Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciya-pokursu-funkcionalnaya-gramotnostavtor-m-v-buryak-na-temu-kalcij-3klass-6188522.html
5) Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshaemlogicheskie-zadachi-1-4-klass/
6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
10
(9 презентации, внеклассные
часов в 1 мероприятия, интерактивная доска,
классе)
компьютерные программы
http://www.uchportal.ru/load/47-2-2
7) Образовательная соц.сеть nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/metodi
cheskaya-kopilka-kombinatornyelogicheskie-i
12
4.
роли в группе.
Математичес Воспитание
кая
толерантного
грамотность отношения к
окружающим.
Умение
сотрудничать со
взрослыми и
сверстниками в
разных игровых и
реальных ситуациях.
Итого
9
34 (33 в 1
классе)
4.2Календарно-тематическое планирование курса
1 класс
№ Учебная Тема
Кол Тема урока
Содержание
неделя
раздела
-во
часо
в
разд
ела
1
2
3
4
5
6
1
1 неделя
«Читатель
ская
грамотнос
ть» 8
часов
1
Виталий
Бианки. Лис и
мышонок
2
2 неделя
1
Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц
3
3 неделя
1
Владимир
Сутеев. Живые
грибы
4
4 неделя
1
Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко
5
5 неделя
1
6
6 неделя
1
Михаил
Пляцковский.
Урок дружбы
Грузинская
сказка. Лев и
заяц
13
Планируемый результат
7
1 четверть – 8 часов
Содержание
Личностные результаты изучен
сказки.
– осознавать себя как члена сем
Качество:
участие в обсуждении финансо
осторожность,
решений о семейном бюджете;
предусмотрительно – овладевать начальными навы
сть.
финансовых отношений: сопос
простые вычисления в области
Содержание
– осознавать личную ответстве
сказки.
– уметь сотрудничать со взросл
Качество:
игровых и реальных ситуациях
выносливость,
Метапредметные результаты
упорство.
Познавательные:
Содержание
– осваивать способы решения п
сказки.
характера: работа над проектам
Качество:
– использовать различные спос
трудолюбие.
анализа и представления инфор
Содержание
– овладевать логическими дейс
сказки.
классификации, установления а
Качество:
вежливость, умение следственных связей, построен
известным понятиям;
признавать свои
– использовать знаково-символ
ошибки.
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
сказки.
Дружба, жадность. уже известного;
– делать предварительный отбо
Содержание
ориентироваться в потоке инфо
сказки.
– добывать новые знания: нахо
Качество:
7
7 неделя
1
Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась летать
8
8 неделя
1
Евгений
Пермяк.
Четыре брата
9
9 неделя «Финансов
ая
грамотност
ь» 8 часов
1
За покупками
10
10
неделя
1
Находчивый
Колобок
14
смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.
Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость, глупость.
Содержание
сказки.
Семейные
ценности.
используя учебные пособия, св
информацию, полученную от о
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
предметное содержание и усло
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
достигать своих целей, расшир
участвовать в социальной жизн
2 четверть – 7 часов
Цена, товар, спрос. Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Деньги, цена,
– уметь сотрудничать со взросл
услуги, товар.
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
11
11
неделя
1
День рождения
12
12
неделя
1
Буратино и
карманные
деньги
Карманные деньги,
необходимая
покупка, желаемая
покупка.
13
13
неделя
1
Кот Василий
Реклама.
14
14
неделя
1
Лесной банк
Банк, финансы,
банковские услуги,
работники банка.
15
15
неделя
1
Как мужик и
медведь
прибыль
делили
Цена, ценность,
товар, спрос.
МухиЦокотухи
Цена, стоимость,
сдача, сбережения.
продаёт молоко
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное исп
терминов;
– представление о роли денег в
– умение характеризовать виды
– знание источников доходов и
– умение рассчитывать доходы
семейный бюджет;
– определение элементарных п
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных фи
3 четверть – 10 часов
15
16
16 неделя
1
17
17 неделя
18
18 неделя
«Естестве 1
нно научная
грамотнос
ть» 9
часов
1
19
19неделя
1
Как мужик
золото менял
Услуга,
равноценный
обмен, бартер.
Как Иванушка
хотел попить
водицы
Вода, свойства
воды.
Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик
Воздушный шарик,
воздух.
Про репку и
другие
корнеплоды
Корнеплоды.
16
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
20
20 неделя
1
Плывёт,
плывёт
кораблик
Плавучесть
предметов.
21
21 неделя
1
Про
Снегурочку и
превращения
воды
Три состояния
воды.
22
22 неделя
1
Как делили
апельсин
Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла из
апельсина.
23
23 неделя
1
Крошка Енот и
Тот, кто сидит
в пруду
Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.
24
24 неделя
1
Иванова соль
Соль, свойства
соли.
25
25 неделя
1
Владимир
Сутеев. Яблоко
Яблоко.
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания
4 четверть – 8 часов
26
26 неделя
27
27 неделя
«Математ 1
ическая
грамотнос
ть» - 8
часов
1
28
28 неделя
1
29
29 неделя
1
Про курочку
Счёт предметов,
Рябу, золотые и составление и
простые яйца
решение
выражений, задачи.
Многоугольники.
Про козу,
козлят и
капусту
Счёт предметов,
составление и
решение
выражений, задачи.
Ломаная.
Про петушка и
жерновцы
Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на вопросы.
Как петушок и
курочки
Разложение числа
10 на два и три
17
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
делили
бобовые
зёрнышки
30
30 неделя
1
Про наливные
яблочки
31
31 неделя
1
Про Машу и
трёх медведей
32
32 неделя
1
Про старика,
старуху, волка
и лисичку
33
33
1
Про медведя,
лису и мишкин
мёд
неделя
№
Учебная Тема
неделя
раздела
Кол
-во
часо
2 класс
Тема урока
18
слагаемых.
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
Увеличение числа
– использовать знаково-символ
на несколько
моделирование;
единиц, сложение и – ориентироваться в своей сист
вычитание в
известного;
переделах 20.
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
Состав чисел 9, 10, – добывать новые знания: нахо
11.
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
Задачи на
нахождение суммы. – перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Задачи на
нахождение части. Регулятивные:
– проявлять познавательную и
Состав числа 12.
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
Задачи на
– контролировать и оценивать
нахождение суммы. соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
Состав чисел
– оценивать правильность выпо
второго десятка.
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных ко
– способность проводить матем
– способность использовать ма
описать, объяснить и предсказа
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.
Итого 33 часа
Содержание
Планируемый результат
1
2
3
1
1 неделя
2
2 неделя
«Читатель
ская
грамотнос
ть» 9
часов
3
в
разд
ела
4
5
6
1
Михаил
Пришвин.
Беличья память
1
И. СоколовМикитов.
В берлоге
3 неделя
1
Лев Толстой.
Зайцы
4
4 неделя
1
5
5 неделя
1
Николай
Сладков.
Весёлая игра
Обыкновенные
кроты
6
6 неделя
1
Эдуард Шим.
Тяжкий труд
7
7 неделя
1
Полевой
хомяк
8
8 неделя
1
Про бобров
19
7
1 четверть – 8 часов
Различия научноЛичностные результаты изучен
познавательного и
– осознавать себя как члена сем
художественного
в обсуждении финансовых про
текстов.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
Содержание
отношений: сопоставление дох
рассказа.
вычисления в области семейны
Отличия
– осознавать личную ответстве
художественного,
– уметь сотрудничать со взросл
научноигровых и реальных ситуациях
познавательного и
Метапредметные результаты
газетного стилей.
Познавательные:
Содержание
– осваивать способы решения п
рассказа.
Сравнение научно- характера: работа над проектам
– использовать различные спос
познавательного и
анализа и представления инфор
художественного
– овладевать логическими дейс
текстов.
классификации, установления а
Содержание
связей, построения рассуждени
рассказа
– использовать знаково-символ
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
научноизвестного;
познавательного
– делать предварительный отбо
текста.
ориентироваться в потоке инфо
Содержание
– добывать новые знания: нахо
художественного
учебные пособия, свой жизнен
текста.
полученную от окружающих;
Содержание
– перерабатывать полученную
научногруппировать объекты;
познавательного
– преобразовывать информаци
текста.
Содержание текста, Регулятивные:
– проявлять познавательную и
текст-описание.
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
своих целей, расширять свои зн
социальной жизни;
– способность различать тексты
– умение находить необходиму
текстах;
– умение задавать вопросы по с
– умение составлять речевое вы
форме в соответствии с поставл
9
9 неделя
10
10
неделя
«Финансов
ая
грамотност
ь» 8 часов
1
Позвоночные
животные
1
Беличьи
деньги
11
11
неделя
1
Повреждённые
и фальшивые
деньги
12
12
неделя
1
Банковская
карта
13
13
неделя
1
Безопасность
денег на
банковской
карте
20
2 четверть – 7 часов
Рыбы, птицы,
Личностные результаты изучен
рептилии,
– осознавать себя как члена сем
амфибии,
в обсуждении финансовых про
млекопитающие.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Бумажные и
– уметь сотрудничать со взросл
металлические
игровых и реальных ситуациях
деньги, рубль,
Метапредметные результаты
копейка.
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
Наличные деньги,
анализа и представления инфор
средства защиты
– овладевать логическими дейс
бумажных денег,
классификации, установления а
повреждённые
связей, построения рассуждени
деньги.
– использовать знаково-символ
моделирование;
Банковская карта.
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
Правила
ориентироваться в потоке инфо
безопасности при
– добывать новые знания: нахо
использовании
учебные пособия, свой жизнен
банковских карт.
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
14
14
неделя
1
Про кредиты
Кредит. Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит наличными.
15
15
неделя
1
Про вклады
Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное исп
терминов;
– представление о банковских
– умение правильно обращатьс
– представление о различных б
– проведение элементарных фи
3 четверть – 11 часов
16
16
неделя
1
Ловушки для
денег
Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.
17
17
неделя
1
Такие
Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.
разные деньги
21
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
18
18
неделя
«Естествен
но научная
грамотност
ь» 9 часов
1
Про белочку и
погоду
Наблюдения за
погодой.
19
19
неделя
1
Лесные
сладкоежки
Медонос,
настоящий и
искусственный мёд
20
20
неделя
1
Про Зайчишку
и овощи
Морковь, огурец,
помидор, свёкла,
капуста.
21
21
неделя
1
Лисьи норы
Устройство лисьей
норы, свойства
22
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания
лесной земли,
песка и глины,
состав почвы.
22
22
неделя
1
Корень – часть
растения
Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.
23
23
неделя
1
Занимательные
особенности
яблока
Яблоко, свойства
яблока.
24
24
неделя
1
Про хомяка и
его запасы
Горох, свойства
прорастания
гороха.
25
25
неделя
1
Материал для
плотин
Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.
26
26
неделя
1
Позвоночные
животные
Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии,
млекопитающие.
4 четверть – 8 часов
27
27
неделя
28
29
«Математи
ческая
грамотност
ь» - 8 часов
1
Про беличьи
запасы
Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.
28тнеде
ля
1
Медвежье
Столбчатая
диаграмма,
таблицы,
логические задачи.
29
неделя
1
потомство
Про зайчат и
зайчиху
Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.
30
30
неделя
1
Лисьи забавы
23
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
игровых и реальных ситуациях
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
31
31
неделя
1
Про крота
Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.
32
32
неделя
1
Про ежа
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия месяцев.
33
33
неделя
1
Про полевого
Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.
34
неделя
1
34
хомяка
Бобрыстроители
Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
реализацию, в том числе во вн
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно в
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных к
– способность проводить мате
– способность использовать ма
чтобы описать, объяснить и пр
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.
Итого – 34 часа
№
Учебная Тема
неделя
раздела
Кол
-во
часо
в
3 класс
Тема урока
24
Содержание
Планируемый результат
1
2
3
1
1 неделя
2
2 неделя
«Читатель
ская
грамотнос
ть» 8
часов
3
разд
ела
4
5
6
1
Про дождевого
червяка
1
Кальций
3 неделя
1
Сколько весит
облако?
4
4 неделя
1
Хлеб – всему
голова
5
5 неделя
1
Про мел
6
6 неделя
1
Про мыло
7
7 неделя
1
История свечи
8
8 неделя
1
Магнит
25
7
1 четверть – 8 часов
Тип текста.
Личностные результаты изучен
Содержание
– осознавать себя как члена сем
научнов обсуждении финансовых про
познавательного
семейном бюджете;
текста.
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
Содержание
вычисления в области семейны
научно– осознавать личную ответстве
познавательного
– уметь сотрудничать со взросл
текста.
ситуациях.
Тип текста.
Метапредметные результаты
Главная мысль
текста. Содержание Познавательные:
– осваивать способы решения п
текста
характера: работа над проектам
Тип текста.
– использовать различные спос
Главная мысль
текста. Содержание анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
текста
классификации, установления а
Главная мысль
текста. Содержание связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
текста.
моделирование;
Содержание
– ориентироваться в своей сист
научноизвестного;
познавательного
– делать предварительный отбо
текста.
ориентироваться в потоке инфо
Содержание
– добывать новые знания: нахо
научноучебные пособия, свой жизнен
познавательного
полученную от окружающих;
текста.
– перерабатывать полученную
Содержание
группировать объекты;
научно– преобразовывать информаци
познавательного
Регулятивные:
текста.
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность понимать, испол
размышлять о них и заниматьс
своих целей, расширять свои зн
социальной жизни;
– способность различать тексты
– умение находить необходиму
текстах;
– умение задавать вопросы по со
– умение составлять речевое вы
форме в соответствии с поставл
9
9 неделя «Финансов
ая
грамотност
ь» 9 часов
1
10
10
неделя
1
11
11
неделя
1
12
12
неделя
1
13
13
неделя
1
2 четверть – 7 часов
Что такое
Федеральный
Личностные результаты изучен
«бюджет»?
бюджет, уровни
– осознавать себя как члена сем
бюджета, дефицит, в обсуждении финансовых про
профицит.
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
Семейный
Семейный бюджет, – уметь сотрудничать со взросл
бюджет
доходы и расходы. ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
Откуда в семье Понятие
анализа и представления инфор
берутся
заработной платы,
деньги?
– овладевать логическими дейс
виды зарплаты.
Зарплата
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
Откуда в семье Пенсия, досрочная – ориентироваться в своей сист
берутся
пенсия, пособия
известного;
деньги? Пенсия для разных
– делать предварительный отбо
и социальные
категорий граждан. ориентироваться в потоке инфо
пособия
– добывать новые знания: нахо
Откуда в семье Наследство, вклад, учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
берутся
выигрыш.
– перерабатывать полученную
деньги?
группировать объекты;
Наследство,
– преобразовывать информаци
вклад,
Регулятивные:
выигрыш
– проявлять познавательную и
26
14
14
неделя
1
15
15
неделя
1
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов
Классификация
расходов по
различным
основаниям.
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
На что тратятся Виды обязательных – оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
семейные
платежей.
Коммуникативные:
деньги?
– адекватно передавать информ
Обязательные
соответствии с поставленными
платежи
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– понимание и правильное испол
– представление о семейных ра
– умение проводить простейши
– представление о различных в
– представление о различных в
– представление о способах эко
3 четверть – 11 часов
16
16
неделя
1
Как
сэкономить
семейные
деньги?
Экономия
семейного
бюджета.
17
17
неделя
1
Практическая
работа.
Составление
бюджета семьи.
27
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
18
18
неделя
19
«Естествен
но научная
грамотност
ь» 9 часов
1
Дождевые
черви
Дождевые черви
19
неделя
1
Полезный
кальций
Кальций
20
20
неделя
1
Про облака
Облака
21
21
неделя
1
Про хлеб и
дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
22
22
неделя
1
Интересное
вещество – мел
Мел.
23
23
неделя
1
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
Мыло
24
24
неделя
1
Про свечи
Свеча
28
– уметь сотрудничать со взросл
ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность осваивать и испо
знания для распознания и пост
новых знаний, для объяснения
формулирования основанных н
– способность понимать основн
формы человеческого познания
25
25
неделя
1
Волшебный
магнит
Магнит
26
26
неделя
1
Представление
проектной
работы
Проектная
деятельность
4 четверть – 8 часов
27
27
неделя
28
«Математи
ческая
грамотност
ь» - 8 часов
1
Расходы и
доходы
бюджета
Сравнение доходов
и расходов.
Дефицит и
профицит.
28тнеде
ля
1
Планируем
семейный
бюджет
Доходы и расходы
в семейном
бюджете.
29
29
неделя
1
Подсчитываем
семейный
доход
Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.
30
30
неделя
1
Пенсии и
пособия
Прожиточный
минимум,
минимальная
пенсия, пособия.
31
31
неделя
1
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог на выигрыш,
доход от выигрыша
в лотерею.
32
32
неделя
1
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
33
33
неделя
1
Расходы на
обязательные
платежи
Обязательные
платежи
34
34
неделя
1
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Экономия
семейного
бюджета.
29
Личностные результаты изучен
– осознавать себя как члена сем
в обсуждении финансовых про
семейном бюджете;
– овладевать начальными навы
отношений: сопоставление дох
вычисления в области семейны
– осознавать личную ответстве
– уметь сотрудничать со взросл
ситуациях.
Метапредметные результаты
Познавательные:
– осваивать способы решения п
характера: работа над проектам
– использовать различные спос
анализа и представления инфор
– овладевать логическими дейс
классификации, установления а
связей, построения рассуждени
– использовать знаково-символ
моделирование;
– ориентироваться в своей сист
известного;
– делать предварительный отбо
ориентироваться в потоке инфо
– добывать новые знания: нахо
учебные пособия, свой жизнен
полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную
группировать объекты;
– преобразовывать информаци
Регулятивные:
– проявлять познавательную и
– принимать и сохранять учебн
– планировать ее реализацию, в
– контролировать и оценивать
соответствующие коррективы в
– уметь отличать правильно вып
– оценивать правильность выпо
критериями оценивания, самоо
Коммуникативные:
– адекватно передавать информ
соответствии с поставленными
содержание и условия деятельн
– доносить свою позицию до д
устной и письменной речи (на
небольшого текста);
– слушать и понимать речь дру
– совместно договариваться о п
– учиться выполнять различны
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучен
грамотность»:
– способность формулировать,
математику в разнообразных к
– способность проводить матем
– способность использовать ма
описать, объяснить и предсказы
– способность понимать роль м
обоснованные суждения и прин
необходимы конструктивному,
человеку.
Итого – 34 часа
30