Аналитическая информация по итогам мониторинга работы по самоопределению и профессиональной ориентации в 2022 г.

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» (МАОУ СОШ № 5)

Аналитическая информация МАОУ СОШ № 5 по итогам мониторинга работы по
самоопределению и профессиональной ориентации
1. Наличие цели (SMART-цели) и задач:
1) по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной
ориентации.
Цель: Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся,
благодаря получению знаний о себе и о мире профессий.
Задачи:
- осознание своих желаний и возможностей;
- знакомство с особенностями современного рынка труда.
2) по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Цель: формирование психологической готовности к совершению осознанного
профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой
личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Задачи:
- исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных
особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования
карьеры;
- помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых
профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в
оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой
деятельности;
- осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов,
интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования
карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- помощь в сопоставлении свои возможностей с требованиями выбираемых
профессий;
- помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти
пути их преодоления;
- составление индивидуального образовательного плана или программы
саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
3) по проведению ранней профориентации обучающихся.
Цель: расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе
общения со взрослым.
Задачи:
- познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий;
- выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем
профессии;
1

- способствовать формированию уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;
- способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка;
- способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки,
внимательности, справедливости и т.д.;
-способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни.
4) по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ.
Цель: создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии
с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества.
Задачи:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для
оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности;
- обеспечивать широкий диапазон вариативности обучения за счет комплексных и
нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе;
- выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями
дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями городского
округа Сухой Лог;
- способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и
профессиональных умений и навыков;
- формировать познавательную активность, любознательность, интерес;
- развивать самостоятельность, самосознание;
- научить детей правильному профессиональному самоопределению;
- развивать нравственное самовоспитание личности, формировать и раскрывать
творческую индивидуальность.
5) по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с
учреждениями/предприятиями.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с предприятиями и
организациями городского округа Сухой Лог
Задачи:
- провести сбор информации об уровне осведомлённости учащихся 8-11 классов о
специфике деятельности и направлениях работы организаций и предприятий города через
анкетирование;
- проанализировать профессиональные планы и уровень готовности к
профессиональному выбору выпускников 9, 11-х классов
- сформировать базу данных о предприятиях и организациях города, заключив
договора о сотрудничестве;
- создать условия для обучающихся для прохождения социальных проб и практик,
экскурсий на предприятиях города;
6) по содействию в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка
труда муниципального образования и региона.
Цель: создание условий для организации и проведения мероприятий по реализации
комплекса мер по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию
трудоустройству выпускников.
Задачи:
- проанализировать занятость выпускников по полученной профессии,
специальности в течение 3-х лет по окончании профессиональной образовательной
организации;
- провести мониторинг раздела «Трудоустройство» сайтов профессиональных
образовательных организаций;
- обеспечить взаимодействие с руководителями профессиональных образовательных
организаций по вопросам содействия трудоустройству выпускников;
2

актуализировать
перечень
профессий
и
специальностей
среднего
профессионального образования, наиболее востребованных, новых и перспективных в
Свердловской области на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей
региона;
- сформировать междисциплинарные базовые модули, встроенные в основные и
дополнительные образовательные программы.
7) по развитию конкурсного движения профориентационной направленности.
Цель: участие в муниципальных и областных конкурсах профориентационной
направленности.
Задачи:
- помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи
самоопределения;
- помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной
жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями;
- обеспечение участия обучающихся в муниципальных, региональных
мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение.
2. Анализ достижения цели по показателям:
1) выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной
ориентации:
- доля обучающихся, в отношении которых проводилась диагностика
профессиональных склонностей, обучающихся 8-11 классов и подбор сфер
профессиональной деятельности – 97% обучающихся;
- доля обучающихся 5-7 классов, прошедших профессиональное тестирование,
получивших индивидуальные рекомендации – 92% обучающихся;
- доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование,
получивших индивидуальные рекомендации – 97% обучающихся.
2) организация сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся:
- доля обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных профориентационными
мероприятиями – 96% обучающихся;
- доля обучающихся, охваченных дополнительными общеразвивающими
программами
технической,
социально-педагогической
и
естественно-научной
направленности, в общей численности обучающихся 5-11-х классов – 77%;
- доля административно-управленческих работников, принявших участие в
семинарах по организации и профориентационной деятельности - 10% работников;
- доля педагогических работников, выполняющих обязанности классного
руководителя 5-11 классов, повысивших компетентность по современным методам,
формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся, в том числе: участие в программах дополнительного профессионального
образования соответствующего профиля, участие в семинарах по организации
профориентационной деятельности – 28% работников;
- доля педагогов-психологов общеобразовательных организаций, освоивших
дополнительные профессиональные программы по содействию профессиональному
самоопределению обучающихся – 0% работников.
3) учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой
аттестации предметы, соответствующие профилю обучения, предпрофильной
подготовки
- доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего общего образования учебные предметы,
изучавшиеся на углубленном уровне – 0%;

3

- доля обучающихся, поступивших в средние профессиональные образовательные
организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения
– 0%.
4) организация и проведение ранней профориентации обучающихся:
- количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия ознакомительного
характера, по каждом уровню образования:
Дошкольное образование – 27 (100%)
Начальное общее образование –119 (35,2%);
Основное общее образование – 159 (47%);
Среднее общее образование – 49 (17%);
- количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия вовлеченного характера
(по каждому уровню образования):
Дошкольное образование - 27 (100%)
Начальное общее образование – 119 (35,2%);
Основное общее образование –58 (19%);
Среднее общее образование – 112 (32,4%)
- преемственность по уровням образования (начиная с уровня дошкольного
образования) осуществляется через взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена
опытом, поиском оптимальных форм и методов воспитания и обучения дошкольников и
младших и старших школьников; ведение психолого-педагогических наблюдений за
развитием детей дошкольников и школьников, составление на детей социальных
паспортов; разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и
учащихся; проведение для родителей и коллег дней открытых дверей, проведение
совместных методических совещаний, педсоветов по проблемам преемственности
дошкольного и общего образования (включая вопросы профориентационной работы).
- количество обучающихся (доля), охваченных профориентационными
мероприятиями в Муниципальном ресурсном центре на базе МАОУ ЦДО – 18 (12%);
- количество (доля) участников проекта по ранней профессиональной ориентации
школьников «Билет в будущее» (Оператор проекта: «Молодые профессионалы»
Ворлдскиллс Россия) – 79 (23%);
численность
созданных
«личных
кабинетов»
для
обучающихся
общеобразовательных организаций, принявших участие в проекте – 15 (7%) обучающихся;
- количество (доля) участников, прошедших этап «Анкета» - 15 (7%);
- количество (доля) участников, прошедших три этапа тестирования – 15 (7%);
- количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», прошедших в рамках
проекта профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных
организаций - 15 (7%);
- количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», получивших
рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с
выбранными профессиональными компетенциями – 15 (7%);
- количество (доля) обучающихся, принявших участие в цикле открытых онлайнуроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» или аналогичных по возможностям,
функциям и результатам, проектах, направленных на раннюю профориентацию – 114
(43%);
5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ:
- численность обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья, охваченных профориентационными мероприятиями – 34 учащихся;
- количество программ, реализуемых с использованием дистанционного
образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа
«Профориентация»;
- количество информационно-просветительских вебинаров для родителей детей с
ОВЗ и обучающихся с инвалидностью – 2: «Профессиональное самоопределение ребенка с
4

инвалидностью и ОВЗ: как помочь справиться с трудностями» - 04.03.2022, «Ребенок с
инвалидностью и ОВЗ: выбор профессиональной траектории» - 28.04.2022;
- количество (доля) выпускников 9 классов с ОВЗ и инвалидов, детей-инвалидов,
принявших участие в:
профориентационных мероприятиях - 9 (100%);
профориентационном информировании - 9 (100%);
профориентационном просвещении - 9 (100%);
профориентационной диагностике - 9 (100%);
профориентационной консультации - 9 (100%);
психологическом профориентационном консультировании - 9 (100%);
профессиональных пробах и стажировках - 9 (0%);
доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, ознакомившихся с представленными
компетенциями на площадке чемпионата Abilympics, в том числе, в дистанционном
формате - 0%.
6) Осуществление взаимодействия образовательных организаций с
учреждениями/предприятиями:
- количество договоров о совместной деятельности с организациями среднего,
высшего профессионального образования по реализации мероприятий профессиональной
направленности – 1 (Сухоложский филиал АН ПОО «Уральский промышленноэкономический техникум»);
- количество договоров с предприятиями, социальными партнерами, включающих в
качестве направления взаимодействия профориентационную работу (социальные секторы
экономики (медицинские технологии, туризм, образование), транспорт, логистика,
торговля инфокоммуникация, связь) (указать наименование предприятий, партнеров): 3
(Сухоложская городская прокуратура, ГКУСЗН СО «Сухоложский центр занятости», МАУ
«Спортивная школа»);
- количество некоммерческих организаций, участвующих в реализации
профориентационных проектов и программ для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ –
0;
- доля обучающихся, выбравшие для поступления в образовательные организации
профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском
округе Сухой Лог специальности – 6 (13,3%);
- доля обучающихся, использующих при реализации образовательной области
«Технология» ресурсов детских технопарков «Кванториумы», ЦМИТ, средних
профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и
иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализация части
образовательной программы в сетевой форме – 0%;
- доля обучающихся, выбравших востребованные в городском округе Сухой Лог
специальности – 15 (33,3%).
7) Создание условий и учет обучающихся, участвующих в конкурсах
профориентационной направленности:
- динамика развития конкурсного движения профориентационной направленности,
юниорского движения WorldSkills Russia (по сравнению с предыдущим учебным годом) 0:
- доля обучающихся 8-11-х классов, участвующих в ежегодных муниципальных
конкурсах профориентационной направленности для школьников – 0%:
- доля обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в Инженериаде УГМК,
других проектах по актуальным производственным и иным задачам предприятий
городского округа Сухой Лог, Свердловской области – 0%:
3. Описание методов сбора и обработки информации, мониторинг показателей.
Сбор и обработка информация проводилась с помощью психодианостических
методик (опросник профессиональных предпочтений Голанда; методика А.Е. Голомштока
5

«Карта интересов» (выявление у учащихся 8-11-х классов выраженного интереса к
предмету или виду деятельности); тест Айзенка, «Рисунок человека», анкета
профессиональных предпочтений), а также через проведение профориентационных
деловых и ролевых игр и тренингов.
4. Анализ результатов мониторинга.
Из 47 учащихся 9 и 11 классов на начало 2021-2022 года определились с выбором
профессии 45 обучающихся (98%), выбрав конкретные профессии: учитель, программист,
слесарь, водитель, сварщик, повар-кондитер.
Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова
проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник»,
предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в
его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Основан на
предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии
обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из
перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была
возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид
деятельности он на самом деле предпочел.
На момент исследования выявлено:
«Человек«Человек «Человек«Человек «Человек –
Техника»
Человек»
Знаковая
Природа»
Художественный
система»
образ»
12
20
8
3
2
Для выявления сферы деятельности была использована методика А.Голомштока
«Карта интересов».
На момент исследования выявлено:
Сфера деятельности
Количество выборов
Степень
выраженности интереса
Педагогика
20
20-Ярко
выраженный
интерес
Транспорт
12
8 - ярко выраженный,
4 – выраженный интерес
Деревообработка
1
Слабо выраженный интерес
Строительство
7
Выраженный интерес
Сфера услуг
17
Выраженный интерес
У 1 учащегося (4%) интерес к какой-либо сфере деятельности отрицательный.
В результате первичной профдиагностики мы обнаружили, что почти у 75%
выпускников основной школы сформирован интерес к какой-то определенной сфере
деятельности.
В апреле 2022 года педагогом-психологом была проведена рубежная диагностика.
Обработка данных анкетирования по изучению профнамерений показала следующие
результаты: 45 учащихся (98%) определились с выбором профессии. Наряду с учебными
заведениями начального профессионального образования были выбраны для продолжения
обучения средние профессиональные образовательные учреждения. При этом повысилась
и самооценка обучающихся.
При проведении повторной диагностики было выявлено, что у выпускников основной
школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень выраженности
интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии.
По результатам исследований были разработаны рекомендации для обучающихся,
оформленные в виде буклетов, информации в уголке по профориентации, использованы на
тренингах и групповых консультациях.
6

Для помощи обучающимся в построении своего профессионального плана, изучения
своих личностных особенностей в школе ведётся курс для 8-11 классов «Выбор профессии
- билет в будущее», программа которого направлена на то, чтобы помочь обучающимся
сориентироваться в сложном мире труда, сделать правильный выбор своей будущей
профессии.
В ходе изучения курса используются методики, направленные на изучение и анализ
индивидуальных психологических качеств обучающихся, на обеспечение их
психологического развития.
Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся
соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку
определённой профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. В
течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся
тренинги, групповые консультации «Тренинг профессионального самоопределения», «Я –
уникальная неповторимая личность».
Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным
консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Совместно с родителями и
ребенком разрабатывается индивидуальный план профессионального развития с учетом
индивидуальных и личностных особенностей ученика (индивидуальные консультации - 35,
групповые консультации - 6).
5. Адресные рекомендации по результатам анализа.
Анализ результатов диагностического и консультативного этапов, позволил
выстроить адресные рекомендации:
Для заместителей директора по учебно-воспитательной работе:
 занимаются поддержкой связей школы с различными социальными партнёрами,
которые могут принять участие и помочь школьникам в вопросе выбора профессии
или профиля обучения.
 организуют повышение соответствующей квалификации всех участвующих лиц,
начиная от классных руководителей и обычных педагогов, заканчивая сотрудниками
психологической и медицинских служб.
 планируют и воплощают в жизнь работу всего коллектива для подготовки
школьников к профессиональному определению в рамках разработанной и
действующей концепции профориентационной работы.
 содействуют участию школьников в олимпиадах различного уровня.
 занимаются анализом и коррекцией текущей деятельности и полученных
результатов всех участников по своим направлениям.
 организуют каникулярную трудовую практику или других подобных ученических
бригад.
 осуществляют контроль над работой всех задействованных в школьной
профориентационной работе лиц.
 организуют и курируют дополнительные занятия учеников выпускных классов в
рамках профильного обучения или допрофильной подготовки, как в рамках своей
школы, так за ее пределами.
Для классных руководителей
 Занимаются
психолого-педагогическими наблюдениями за выявленными
склонностями детей и ведением индивидуальных карточек каждого школьника, куда
заносится информация из тестов, анкет, наблюдений и прочих мероприятий,
осуществляемых школьными психологами.
 Для своего класса разрабатывают и составляют индивидуальный план поддержки
профессионального определения ребят, используя большое количество различных
методов, форм, средств, направленных на повышение активности детей в
познавательной и творческой сферах.
7

С помощью школьного психолога организуют и проводят индивидуальные или
групповые профориентационные встречи, беседы, конференции.
 Организуют посещение учащимися старших классов дней открытых дверей и
прочих подобных мероприятий в высших и среднепрофессиональных учреждениях
города и за его пределами.
 Способствуют формированию адекватной самооценки у учащихся.
 Организуют поездки и экскурсии детей на предприятия различной направленности
и сфер деятельности.
 Проводят родительские собрания по вопросам выбора профессии и готовности
учеников к совершению осознанного выбора.
 Организуют встречи с интересными людьми: представителями профессий,
компаний, высших и среднепрофессиональных учебных заведений, бывшими
выпускниками школ и т.д.
Для учителей-предметников:
 Повышают интерес и развитие личности учеников в рамках своего предмета
используя большое количество разнообразных приёмов, таких как: домашние
задания, длительные совместные проекты, факультативы, курсы по выбору,
стенгазеты, деловые игры и т.д.
 Помогают в участии ребёнка в олимпиадах всех уровней.
 По возможности стараются выявлять сильные и слабые стороны учеников, их
склонности, возможности и таланты.
 Адаптируют имеющиеся или разрабатывает свои программы в зависимости от
особенностей класса.
 Развивают у учеников профессионально важные навыки.
 Организуют профориентационную деятельность в рамках своих предметов.
Для школьных психологов:
 Проводят различные тренинги и мероприятия, направленные на профессиональное
самоопределение школьников.
 Организуют и курируют процесс выявления интересов, талантов, способностей,
склонностей ребят к той или иной профессии.
 Занимаются организацией и проведением встреч, бесед, психологического
консультирования для родителей учеников по вопросам выбора профессии.
 Совместно с классными руководителями приглашают родителей школьников для
небольшого выступления перед детьми с рассказом о своей профессии.
 Помогают классным руководителям с анализом и интерпретацией проведённых
профориентационных исследований для определения профессиональной
направленности ребят.
 Наблюдают за степенью готовности каждого ученика к самостоятельному выбору
профессии.
 Проводят групповые и индивидуальные консультации, учитывая возрастные
особенности и ограничения школьников.
Для социального педагога:
 Консультирует старшеклассников по различным социальным вопросам.
 Помогает классным руководителям с анализом, предотвращением и исключением
разнообразных социальных проблем, могущих усложнить профессиональное
самоопределение учащихся.
 Занимается повышением самооценки у учащихся группы риска, если таковая
занижена.
 Занимается оказанием дополнительной социальной и педагогической поддержки
для ребят группы риска в вопросах выбора профессии и получения образования.
Для заведующего библиотекой


8

Занимается
регулярным
подбором
соответствующей
литературы
по
профориентационным вопросам для классных руководителей, педагоговпредметников, учеников и их родителей.
 Устраивает различные мероприятия с литературой о профессиях из различных
областей деятельности.
 На основе выявленных читательских интересов детей рекомендует им
соответствующую литературу, способствующую повышению качества и количества
информации о профессиях и помогающую в вопросах профессионального
самоопределения.
 Изучает, обобщает и систематизирует большое количество информации по городу,
региону, стране, которая так или иначе связана с выбором профессии. Это может
быть информация о текущей и планируемой потребности в кадрах на рынке труда,
справочная информация, программы обучения, профессиограммы и другие
описания профессий, фотографии и т.д.
6. Меры и мероприятия.
Скорректировать и дополнить программу по профориентации «Выбор профессиибилет в будущее» для учащихся 1-11 классов, а также дошкольников;
Организовать преемственность профориентационной работы между разными
ступенями образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего.
Осуществить подготовку педагогов, ответственных за профориентационную работу,
путем посещения обучающих мероприятий, организованных в рамках системы
дополнительного профессионального образования педагогических работников.
Продолжить взаимодействие школы с службой занятости, продолжить работу по
созданию
модели
сетевого
сотрудничества
с
социальными
партнерами
(профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации молодежи,
общественными молодежными организациями, учреждениями дополнительного
образования и т.д.).
Продолжить введение разнообразных форм образовательной деятельности
школьников (разновозрастный урок, детско-взрослый проектировочный семинар,
предметное погружение и др.);
Организовывать командную работу учителей при планировании взаимосвязей
учебных и междисциплинарных (надпредметных) программ, которые соответствуют
особенностям возрастного развития учащихся.
7. Управленческие решения.
Привлекать к решению проблемы ранней профориентации обучающихся
специалистов из различных структур и организаций: специалистов системы
дополнительного образования; профессиональных организаций; учреждений культуры и
спорта; массовых коммуникаций.
Включить в систему мониторинга по проведению ранней профориентации
обучающихся показатель, связанный с систематической и планомерной работой с
родителями (законными представителями) обучающихся по их ранней профориентации.
Разработать план проведения регулярных информационных презентаций о
профессиях (практические занятия, сайт школы, родительские чаты).
Организовать конкурсное движение по проблеме ранней профориентации.
Конкурсы профессионального мастерства для педагогов, психологов, классных
руководителей (методических разработок, обмен опытом и т.д.); для школьников в формате
олимпиад и соревнований; родителей (законных представителей) в формате обмена
опытом.
8. Анализ эффективности принятых мер.
Работа по профориентации в МАОУ СОШ № 5 имеет положительный эффект. В
2022 году 9 класс - из 36 обучающихся (27 обучающихся, обучавшиеся по ООП, 9 –


9

обучавшиеся по АООП: 5 – ЗПР, 4 – УО), 8 обучающихся (22,2%) выбрали для поступления,
востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам
«Здравоохранения и медицинские науки», «Инженерное дело, технологии и технические
науки», «Образование и педагогические науки»;
11 класс - из 9 обучающихся, 7 обучающихся (77,7%) выбрали для поступления,
востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам
«Здравоохранения и медицинские науки», «Образование и педагогические науки».

10


Наверх

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».