Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» (МАОУ СОШ № 5) Аналитическая информация МАОУ СОШ № 5 по итогам мониторинга работы по самоопределению и профессиональной ориентации 1. Наличие цели (SMART-цели) и задач: 1) по выявлению предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации. Цель: Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся, благодаря получению знаний о себе и о мире профессий. Задачи: - осознание своих желаний и возможностей; - знакомство с особенностями современного рынка труда. 2) по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Цель: формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры. Задачи: - исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей; - ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; - помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности; - осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей; - ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры; - знакомство с особенностями современного рынком труда; - помощь в сопоставлении свои возможностей с требованиями выбираемых профессий; - помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления; - составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными. 3) по проведению ранней профориентации обучающихся. Цель: расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым. Задачи: - познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных профессий; - выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; 1 - способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; - способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка; - способствовать формированию нравственных качеств: доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.; -способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа жизни. 4) по проведению профориентации обучающихся с ОВЗ. Цель: создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества. Задачи: - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для оказания помощи в выборе сферы будущей профессиональной деятельности; - обеспечивать широкий диапазон вариативности обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых в воспитательной работе; - выработать гибкую систему сотрудничества школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями городского округа Сухой Лог; - способствовать накоплению у детей определенной суммы знаний, трудовых и профессиональных умений и навыков; - формировать познавательную активность, любознательность, интерес; - развивать самостоятельность, самосознание; - научить детей правильному профессиональному самоопределению; - развивать нравственное самовоспитание личности, формировать и раскрывать творческую индивидуальность. 5) по осуществлению взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями. Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с предприятиями и организациями городского округа Сухой Лог Задачи: - провести сбор информации об уровне осведомлённости учащихся 8-11 классов о специфике деятельности и направлениях работы организаций и предприятий города через анкетирование; - проанализировать профессиональные планы и уровень готовности к профессиональному выбору выпускников 9, 11-х классов - сформировать базу данных о предприятиях и организациях города, заключив договора о сотрудничестве; - создать условия для обучающихся для прохождения социальных проб и практик, экскурсий на предприятиях города; 6) по содействию в удовлетворении потребности в кадрах на основе анализа рынка труда муниципального образования и региона. Цель: создание условий для организации и проведения мероприятий по реализации комплекса мер по развитию профессиональной ориентации обучающихся и содействию трудоустройству выпускников. Задачи: - проанализировать занятость выпускников по полученной профессии, специальности в течение 3-х лет по окончании профессиональной образовательной организации; - провести мониторинг раздела «Трудоустройство» сайтов профессиональных образовательных организаций; - обеспечить взаимодействие с руководителями профессиональных образовательных организаций по вопросам содействия трудоустройству выпускников; 2 актуализировать перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, наиболее востребованных, новых и перспективных в Свердловской области на основе анализа текущих и перспективных кадровых потребностей региона; - сформировать междисциплинарные базовые модули, встроенные в основные и дополнительные образовательные программы. 7) по развитию конкурсного движения профориентационной направленности. Цель: участие в муниципальных и областных конкурсах профориентационной направленности. Задачи: - помочь подросткам сформулировать конкретные личностные задачи самоопределения; - помочь подросткам самоопределиться в сфере профессиональной жизнедеятельности в соответствии с личностными потребностями; - обеспечение участия обучающихся в муниципальных, региональных мероприятиях, конкурсах, проектах, направленных на профессиональное самоопределение. 2. Анализ достижения цели по показателям: 1) выявление предпочтений обучающихся в области профессиональной ориентации: - доля обучающихся, в отношении которых проводилась диагностика профессиональных склонностей, обучающихся 8-11 классов и подбор сфер профессиональной деятельности – 97% обучающихся; - доля обучающихся 5-7 классов, прошедших профессиональное тестирование, получивших индивидуальные рекомендации – 92% обучающихся; - доля обучающихся 8-11 классов, прошедших профессиональное тестирование, получивших индивидуальные рекомендации – 97% обучающихся. 2) организация сопровождения профессионального самоопределения обучающихся: - доля обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет, охваченных профориентационными мероприятиями – 96% обучающихся; - доля обучающихся, охваченных дополнительными общеразвивающими программами технической, социально-педагогической и естественно-научной направленности, в общей численности обучающихся 5-11-х классов – 77%; - доля административно-управленческих работников, принявших участие в семинарах по организации и профориентационной деятельности - 10% работников; - доля педагогических работников, выполняющих обязанности классного руководителя 5-11 классов, повысивших компетентность по современным методам, формам и технологиям сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, в том числе: участие в программах дополнительного профессионального образования соответствующего профиля, участие в семинарах по организации профориентационной деятельности – 28% работников; - доля педагогов-психологов общеобразовательных организаций, освоивших дополнительные профессиональные программы по содействию профессиональному самоопределению обучающихся – 0% работников. 3) учет обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации предметы, соответствующие профилю обучения, предпрофильной подготовки - доля обучающихся, выбравших для сдачи государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования учебные предметы, изучавшиеся на углубленном уровне – 0%; 3 - доля обучающихся, поступивших в средние профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профилю обучения – 0%. 4) организация и проведение ранней профориентации обучающихся: - количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия ознакомительного характера, по каждом уровню образования: Дошкольное образование – 27 (100%) Начальное общее образование –119 (35,2%); Основное общее образование – 159 (47%); Среднее общее образование – 49 (17%); - количество обучающихся (доля), посетивших мероприятия вовлеченного характера (по каждому уровню образования): Дошкольное образование - 27 (100%) Начальное общее образование – 119 (35,2%); Основное общее образование –58 (19%); Среднее общее образование – 112 (32,4%) - преемственность по уровням образования (начиная с уровня дошкольного образования) осуществляется через взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена опытом, поиском оптимальных форм и методов воспитания и обучения дошкольников и младших и старших школьников; ведение психолого-педагогических наблюдений за развитием детей дошкольников и школьников, составление на детей социальных паспортов; разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и учащихся; проведение для родителей и коллег дней открытых дверей, проведение совместных методических совещаний, педсоветов по проблемам преемственности дошкольного и общего образования (включая вопросы профориентационной работы). - количество обучающихся (доля), охваченных профориентационными мероприятиями в Муниципальном ресурсном центре на базе МАОУ ЦДО – 18 (12%); - количество (доля) участников проекта по ранней профессиональной ориентации школьников «Билет в будущее» (Оператор проекта: «Молодые профессионалы» Ворлдскиллс Россия) – 79 (23%); численность созданных «личных кабинетов» для обучающихся общеобразовательных организаций, принявших участие в проекте – 15 (7%) обучающихся; - количество (доля) участников, прошедших этап «Анкета» - 15 (7%); - количество (доля) участников, прошедших три этапа тестирования – 15 (7%); - количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», прошедших в рамках проекта профессиональные пробы на базе профессиональных образовательных организаций - 15 (7%); - количество (доля) участников проекта «Билет в будущее», получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями – 15 (7%); - количество (доля) обучающихся, принявших участие в цикле открытых онлайнуроков «ПроеКТОриЯ», «Уроки настоящего» или аналогичных по возможностям, функциям и результатам, проектах, направленных на раннюю профориентацию – 114 (43%); 5) Проведение профориентации обучающихся с ОВЗ: - численность обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, охваченных профориентационными мероприятиями – 34 учащихся; - количество программ, реализуемых с использованием дистанционного образования для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ - одна программа «Профориентация»; - количество информационно-просветительских вебинаров для родителей детей с ОВЗ и обучающихся с инвалидностью – 2: «Профессиональное самоопределение ребенка с 4 инвалидностью и ОВЗ: как помочь справиться с трудностями» - 04.03.2022, «Ребенок с инвалидностью и ОВЗ: выбор профессиональной траектории» - 28.04.2022; - количество (доля) выпускников 9 классов с ОВЗ и инвалидов, детей-инвалидов, принявших участие в: профориентационных мероприятиях - 9 (100%); профориентационном информировании - 9 (100%); профориентационном просвещении - 9 (100%); профориентационной диагностике - 9 (100%); профориентационной консультации - 9 (100%); психологическом профориентационном консультировании - 9 (100%); профессиональных пробах и стажировках - 9 (0%); доля обучающихся 5-9 классов с ОВЗ, ознакомившихся с представленными компетенциями на площадке чемпионата Abilympics, в том числе, в дистанционном формате - 0%. 6) Осуществление взаимодействия образовательных организаций с учреждениями/предприятиями: - количество договоров о совместной деятельности с организациями среднего, высшего профессионального образования по реализации мероприятий профессиональной направленности – 1 (Сухоложский филиал АН ПОО «Уральский промышленноэкономический техникум»); - количество договоров с предприятиями, социальными партнерами, включающих в качестве направления взаимодействия профориентационную работу (социальные секторы экономики (медицинские технологии, туризм, образование), транспорт, логистика, торговля инфокоммуникация, связь) (указать наименование предприятий, партнеров): 3 (Сухоложская городская прокуратура, ГКУСЗН СО «Сухоложский центр занятости», МАУ «Спортивная школа»); - количество некоммерческих организаций, участвующих в реализации профориентационных проектов и программ для обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ – 0; - доля обучающихся, выбравшие для поступления в образовательные организации профессионального образования профильные предметы, на востребованные в городском округе Сухой Лог специальности – 6 (13,3%); - доля обучающихся, использующих при реализации образовательной области «Технология» ресурсов детских технопарков «Кванториумы», ЦМИТ, средних профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и иных организаций соответствующего профиля, в том числе реализация части образовательной программы в сетевой форме – 0%; - доля обучающихся, выбравших востребованные в городском округе Сухой Лог специальности – 15 (33,3%). 7) Создание условий и учет обучающихся, участвующих в конкурсах профориентационной направленности: - динамика развития конкурсного движения профориентационной направленности, юниорского движения WorldSkills Russia (по сравнению с предыдущим учебным годом) 0: - доля обучающихся 8-11-х классов, участвующих в ежегодных муниципальных конкурсах профориентационной направленности для школьников – 0%: - доля обучающихся 8-11-х классов, принявших участие в Инженериаде УГМК, других проектах по актуальным производственным и иным задачам предприятий городского округа Сухой Лог, Свердловской области – 0%: 3. Описание методов сбора и обработки информации, мониторинг показателей. Сбор и обработка информация проводилась с помощью психодианостических методик (опросник профессиональных предпочтений Голанда; методика А.Е. Голомштока 5 «Карта интересов» (выявление у учащихся 8-11-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности); тест Айзенка, «Рисунок человека», анкета профессиональных предпочтений), а также через проведение профориентационных деловых и ролевых игр и тренингов. 4. Анализ результатов мониторинга. Из 47 учащихся 9 и 11 классов на начало 2021-2022 года определились с выбором профессии 45 обучающихся (98%), выбрав конкретные профессии: учитель, программист, слесарь, водитель, сварщик, повар-кондитер. Для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией Климова проведено исследование по методике «Дифференциально-диагностический опросник», предназначен для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий. Основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел. На момент исследования выявлено: «Человек«Человек «Человек«Человек «Человек – Техника» Человек» Знаковая Природа» Художественный система» образ» 12 20 8 3 2 Для выявления сферы деятельности была использована методика А.Голомштока «Карта интересов». На момент исследования выявлено: Сфера деятельности Количество выборов Степень выраженности интереса Педагогика 20 20-Ярко выраженный интерес Транспорт 12 8 - ярко выраженный, 4 – выраженный интерес Деревообработка 1 Слабо выраженный интерес Строительство 7 Выраженный интерес Сфера услуг 17 Выраженный интерес У 1 учащегося (4%) интерес к какой-либо сфере деятельности отрицательный. В результате первичной профдиагностики мы обнаружили, что почти у 75% выпускников основной школы сформирован интерес к какой-то определенной сфере деятельности. В апреле 2022 года педагогом-психологом была проведена рубежная диагностика. Обработка данных анкетирования по изучению профнамерений показала следующие результаты: 45 учащихся (98%) определились с выбором профессии. Наряду с учебными заведениями начального профессионального образования были выбраны для продолжения обучения средние профессиональные образовательные учреждения. При этом повысилась и самооценка обучающихся. При проведении повторной диагностики было выявлено, что у выпускников основной школы расширился круг выбора сфер деятельности, повысилась степень выраженности интереса. Учащиеся более осознанно стали относиться к выбору профессии. По результатам исследований были разработаны рекомендации для обучающихся, оформленные в виде буклетов, информации в уголке по профориентации, использованы на тренингах и групповых консультациях. 6 Для помощи обучающимся в построении своего профессионального плана, изучения своих личностных особенностей в школе ведётся курс для 8-11 классов «Выбор профессии - билет в будущее», программа которого направлена на то, чтобы помочь обучающимся сориентироваться в сложном мире труда, сделать правильный выбор своей будущей профессии. В ходе изучения курса используются методики, направленные на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств обучающихся, на обеспечение их психологического развития. Знакомясь с приёмами самопознания и самоанализа личности, обучающиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. В течение учебного года с целью развития личностных качеств проводятся тренинги, групповые консультации «Тренинг профессионального самоопределения», «Я – уникальная неповторимая личность». Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Совместно с родителями и ребенком разрабатывается индивидуальный план профессионального развития с учетом индивидуальных и личностных особенностей ученика (индивидуальные консультации - 35, групповые консультации - 6). 5. Адресные рекомендации по результатам анализа. Анализ результатов диагностического и консультативного этапов, позволил выстроить адресные рекомендации: Для заместителей директора по учебно-воспитательной работе: занимаются поддержкой связей школы с различными социальными партнёрами, которые могут принять участие и помочь школьникам в вопросе выбора профессии или профиля обучения. организуют повышение соответствующей квалификации всех участвующих лиц, начиная от классных руководителей и обычных педагогов, заканчивая сотрудниками психологической и медицинских служб. планируют и воплощают в жизнь работу всего коллектива для подготовки школьников к профессиональному определению в рамках разработанной и действующей концепции профориентационной работы. содействуют участию школьников в олимпиадах различного уровня. занимаются анализом и коррекцией текущей деятельности и полученных результатов всех участников по своим направлениям. организуют каникулярную трудовую практику или других подобных ученических бригад. осуществляют контроль над работой всех задействованных в школьной профориентационной работе лиц. организуют и курируют дополнительные занятия учеников выпускных классов в рамках профильного обучения или допрофильной подготовки, как в рамках своей школы, так за ее пределами. Для классных руководителей Занимаются психолого-педагогическими наблюдениями за выявленными склонностями детей и ведением индивидуальных карточек каждого школьника, куда заносится информация из тестов, анкет, наблюдений и прочих мероприятий, осуществляемых школьными психологами. Для своего класса разрабатывают и составляют индивидуальный план поддержки профессионального определения ребят, используя большое количество различных методов, форм, средств, направленных на повышение активности детей в познавательной и творческой сферах. 7 С помощью школьного психолога организуют и проводят индивидуальные или групповые профориентационные встречи, беседы, конференции. Организуют посещение учащимися старших классов дней открытых дверей и прочих подобных мероприятий в высших и среднепрофессиональных учреждениях города и за его пределами. Способствуют формированию адекватной самооценки у учащихся. Организуют поездки и экскурсии детей на предприятия различной направленности и сфер деятельности. Проводят родительские собрания по вопросам выбора профессии и готовности учеников к совершению осознанного выбора. Организуют встречи с интересными людьми: представителями профессий, компаний, высших и среднепрофессиональных учебных заведений, бывшими выпускниками школ и т.д. Для учителей-предметников: Повышают интерес и развитие личности учеников в рамках своего предмета используя большое количество разнообразных приёмов, таких как: домашние задания, длительные совместные проекты, факультативы, курсы по выбору, стенгазеты, деловые игры и т.д. Помогают в участии ребёнка в олимпиадах всех уровней. По возможности стараются выявлять сильные и слабые стороны учеников, их склонности, возможности и таланты. Адаптируют имеющиеся или разрабатывает свои программы в зависимости от особенностей класса. Развивают у учеников профессионально важные навыки. Организуют профориентационную деятельность в рамках своих предметов. Для школьных психологов: Проводят различные тренинги и мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение школьников. Организуют и курируют процесс выявления интересов, талантов, способностей, склонностей ребят к той или иной профессии. Занимаются организацией и проведением встреч, бесед, психологического консультирования для родителей учеников по вопросам выбора профессии. Совместно с классными руководителями приглашают родителей школьников для небольшого выступления перед детьми с рассказом о своей профессии. Помогают классным руководителям с анализом и интерпретацией проведённых профориентационных исследований для определения профессиональной направленности ребят. Наблюдают за степенью готовности каждого ученика к самостоятельному выбору профессии. Проводят групповые и индивидуальные консультации, учитывая возрастные особенности и ограничения школьников. Для социального педагога: Консультирует старшеклассников по различным социальным вопросам. Помогает классным руководителям с анализом, предотвращением и исключением разнообразных социальных проблем, могущих усложнить профессиональное самоопределение учащихся. Занимается повышением самооценки у учащихся группы риска, если таковая занижена. Занимается оказанием дополнительной социальной и педагогической поддержки для ребят группы риска в вопросах выбора профессии и получения образования. Для заведующего библиотекой 8 Занимается регулярным подбором соответствующей литературы по профориентационным вопросам для классных руководителей, педагоговпредметников, учеников и их родителей. Устраивает различные мероприятия с литературой о профессиях из различных областей деятельности. На основе выявленных читательских интересов детей рекомендует им соответствующую литературу, способствующую повышению качества и количества информации о профессиях и помогающую в вопросах профессионального самоопределения. Изучает, обобщает и систематизирует большое количество информации по городу, региону, стране, которая так или иначе связана с выбором профессии. Это может быть информация о текущей и планируемой потребности в кадрах на рынке труда, справочная информация, программы обучения, профессиограммы и другие описания профессий, фотографии и т.д. 6. Меры и мероприятия. Скорректировать и дополнить программу по профориентации «Выбор профессиибилет в будущее» для учащихся 1-11 классов, а также дошкольников; Организовать преемственность профориентационной работы между разными ступенями образования: дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего. Осуществить подготовку педагогов, ответственных за профориентационную работу, путем посещения обучающих мероприятий, организованных в рамках системы дополнительного профессионального образования педагогических работников. Продолжить взаимодействие школы с службой занятости, продолжить работу по созданию модели сетевого сотрудничества с социальными партнерами (профессиональными учебными заведениями, центрами профориентации молодежи, общественными молодежными организациями, учреждениями дополнительного образования и т.д.). Продолжить введение разнообразных форм образовательной деятельности школьников (разновозрастный урок, детско-взрослый проектировочный семинар, предметное погружение и др.); Организовывать командную работу учителей при планировании взаимосвязей учебных и междисциплинарных (надпредметных) программ, которые соответствуют особенностям возрастного развития учащихся. 7. Управленческие решения. Привлекать к решению проблемы ранней профориентации обучающихся специалистов из различных структур и организаций: специалистов системы дополнительного образования; профессиональных организаций; учреждений культуры и спорта; массовых коммуникаций. Включить в систему мониторинга по проведению ранней профориентации обучающихся показатель, связанный с систематической и планомерной работой с родителями (законными представителями) обучающихся по их ранней профориентации. Разработать план проведения регулярных информационных презентаций о профессиях (практические занятия, сайт школы, родительские чаты). Организовать конкурсное движение по проблеме ранней профориентации. Конкурсы профессионального мастерства для педагогов, психологов, классных руководителей (методических разработок, обмен опытом и т.д.); для школьников в формате олимпиад и соревнований; родителей (законных представителей) в формате обмена опытом. 8. Анализ эффективности принятых мер. Работа по профориентации в МАОУ СОШ № 5 имеет положительный эффект. В 2022 году 9 класс - из 36 обучающихся (27 обучающихся, обучавшиеся по ООП, 9 – 9 обучавшиеся по АООП: 5 – ЗПР, 4 – УО), 8 обучающихся (22,2%) выбрали для поступления, востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам «Здравоохранения и медицинские науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Образование и педагогические науки»; 11 класс - из 9 обучающихся, 7 обучающихся (77,7%) выбрали для поступления, востребованные в городском округе Сухой Лог специальности, относящиеся к группам «Здравоохранения и медицинские науки», «Образование и педагогические науки». 10