Насилие над детьми в киберпространстве

12.03.2024

Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира.

Термин «киберпространство» был введен Уильямом Гибсоном, который впервые использовал его в 1984 году в романе «Neuromancer». В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная» совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии, в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.

Сегодня для многих людей общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются, доверяют свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, вступают в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми.

Согласно проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются: с родственниками-44%; с «виртуальными друзьями» — 22%; с незнакомцами-33%.

Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер.

Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве в отношении детей:

·приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;

·насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);

·демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;

·производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Груминг.

Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире.

Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем.

Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

Схема действия преступников.

Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними.

Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки.

Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.

После установления контакта online взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если ребёнок соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать ребёнка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей.

Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.

Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители ребёнка.

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

  1. физический — агрессия с физическим насилием;
  2. поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;
  3. словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Но есть ещё и кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями.

Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других сверстников, зачастую сопровождаемые фотографиями.

Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку: у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться; они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве; жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».

Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, что детская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.

Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ: в интернете постоянно действуют 750 тысяч педофилов; ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений; в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изображением детей, причем число их постоянно растет.

Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение порнографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное насилие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации.

Новейшие технологии, в т. ч. цифровые камеры, делают производство порнографии легче и дешевле, одновременно снижая риск обнаружения.

Расширяются возможности воспроизведения, хранения и распространения: оцифрованные изображения не стареют и не теряют качества при копировании. Кроме того, стало возможным объединить два изображения в одно или исказить их для получения нового изображения, т. е. трансформация. В результате непорнографические изображения детей можно превратить в порнографические, создать изображения виртуальных детей.

Существует еще один способ создания детской порнографии, когда дети и подростки с помощью веб-камер, цифровых и телефонных камер изготавливают порнографические изображения самих себя, своих друзей и ровесников, а затем передают их в виртуальное пространство. Это происходит под давлением сверстников или по просьбе посторонних людей. Миниатюрные камеры позволяют изготавливать фото- и видеоизображения без ведома объекта съемки.

Детская порнография может изготавливаться вне сети, а затем циркулировать в киберпространстве. Или же производиться путем съемки сексуального насилия над ребенком в реальном времени перед живой онлайновой аудиторией с помощью веб-камер.

Риск столкнуться с любой формой кибернасилия существует для детей и подростков из всех социальных слоев, неважно, пользуются ребята интернетом или нет. Те, у кого пока нет доступа к интернету, могут стать жертвами преступников, изготавливающих детскую порнографию, или же подвергнуться преследованиям и запугиванию при помощи мобильной связи.

Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:

  • находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);
  • жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовлеченные в занятия проституцией, пострадавшие от траффикинга и/или сексуального насилия);
  • обладающие низкой самооценкой;
  • обделенные любовью и теплом родных и близких;
  • воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

Однако в последнее время приходится слышать о случаях, когда в изготовление порно вовлекаются дети из обеспеченных и внешне благополучных семей, считающие, что участие в порносъемках модно и «круто». К сожалению, подобная «мода» приводит к тому, что подростки сами готовы изготавливать свои «эротические», как они говорят, фотографии и размещать их на своих сайтах или высылать виртуальным друзьям.

Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль.

Она оказывает глубокое влияние на ребенка, которое нельзя недооценивать. Она вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются для того, чтобы сломить сопротивление другого ребенка, которого «обхаживают», чтобы в дальнейшем подвергнуть насилию.

Во всех странах за производство и распространение детской порнографии предусмотрена уголовная ответственность. В Республике Беларусь в Уголовный кодекс в ноябре 2008 года были внесены изменения. В соответствии с изменениями, максимальный срок наказания за этот вид преступления предусматривает 13 лет лишения свободы (Статьи 343 УК Республики Беларусь). Ответственность наступает с 16 лет.

Как в реальном мире, в киберпространстве должна быть создана система защиты детей. Новым и эффективным механизмом пресечения насилия в киберпространстве может и должно стать формирование информационной культуры у подростков, обучение их правилам безопасности в киберпространстве. Необходимо также создавать и внедрять обучающие программы для взрослых, включая специалистов.

С 2006 года представители общественного объединения «Дети — не для насилия» реализуют авторскую программу «Детям — безопасное киберпространство». Вся работа проводится в тесном сотрудничестве с Управлением по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий МВД РБ (Управление «К»). Сегодня эта организация единственная в республике работает по профилактике данной проблемы.

Работа по предупреждению насилия над детьми в киберпространстве требует согласованных совместных усилий со стороны как государственных, так и общественных структур.

Рекомендации взрослым по обеспечению безопасности детей:

Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемыхХочу такой сайт

результатов.

·Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и

обсуждайте возникающие проблемы.

·Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для

чего он использует Интернет.

·Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым

свои фотографии и личную информацию.

·Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях,

связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете

сердиться, чтобы не случилось.

·Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.

·Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на

бумаге и прикрепите возле компьютера.

Помните, что вред, причиняемый детям и подросткам в виртуальной среде или посредством ее, представляет собой акты реального насилия и имеет последствия в реальном мире.

Рекомендации родителям по недопущению буллинга и кибербуллинга:

1 Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.

2 Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путём. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.

3 Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребёнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов:

- у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета;

- несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке;

- у ребёнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками;

- склонен к депрессии.

4 Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы или психологу.

5 Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.

6 Помогите ребёнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чёрный список».

7 Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.

8 Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьёзными, касаются жизни или здоровья ребёнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и/или административного кодексов о правонарушениях.

Как помочь ребёнку, если он уже столкнулся с какой-либо интернет-угрозой.

1 Установите положительный эмоциональный контакт с подростком, постарайтесь расположить его к разговору о том, что произошло. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребёнок должен вам доверять и понимать, что вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, но ни в коем случае не наказать.

2 Если подросток расстроен чем-то увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети) или он попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату – действия самого ребёнка, недостаточность контроля со стороны родителей или незнание несовершеннолетним правил безопасного поведения в Интернете.

3 Если ситуация связана с насилием в Интернете в отношении ребёнка, то необходимо узнать информацию об обидчике, историю взаимоотношений с ним, выяснить, существует ли договорённость о встрече в реальной жизни и случались ли подобные встречи раньше, получить сведения о том, что известно обидчику о ребёнке (имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т. д.).

Объясните и обсудите, какой опасности может подвергнуться несовершеннолетний при встрече с незнакомцами, особенно без свидетелей.

4 Соберите наиболее полную информацию о происшествии как со слов подростка, так и с помощью технических средств. Зайдите на страницы сайта, где был молодой человек, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения.

При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию – в дальнейшем она может вам пригодиться при обращении в правоохранительные органы.

Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребёнком личной информации о себе и своей семье.

Также юный пользователь рискует подвергнуться оскорблениям, запугиванию и домогательствам. Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребёнком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Такие знакомства чаще всего происходят в чате, на форуме или в социальной сети. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник, чаще всего представляясь сверстником, входит в доверие к несовершеннолетнему, а затем пытается узнать личную информацию (адрес, телефон и др.) и договориться о встрече. Иногда такие люди выманивают у детей сведения, которыми потом могут шантажировать ребёнка, например, просят прислать личные фотографии или провоцируют на непристойные действия перед вебкамерой.

Рекомендации по предупреждению встречи подростков с незнакомцами:

1 Поддерживайте доверительные отношения, чтобы всегда быть в курсе, с кем подросток общается в сети. Обратите внимание, кого ребѐнок добавляет к себе «в друзья», с кем предпочитает общаться в сети – с ровесниками или с людьми старше себя.

2 Объясните, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, номер школы и т.д.), а также пересылать виртуальным знакомым свои фотографии и видео.

3 Нельзя ставить на аватарку или размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благосостоянии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.

4 Объясните, что при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите несовершеннолетнему выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.

5 Объясните подростку опасность встречи с незнакомыми людьми из Интернета. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых или подруги/друга.

6 Детский познавательный интерес к теме сексуальных отношений между мужчиной и женщиной может активно эксплуатироваться злоумышленниками в Интернете. Постарайтесь поговорить с ребёнком на эту тему. Объясните ему, что нормальные отношения между людьми связаны с доверием, ответственностью и заботой, но в Интернете тема любви часто представляется в неправильной, вульгарной форме. Важно, чтобы подросток был вовлечён в любимое дело, увлекался занятиями, соответствующими его возрасту.

Последствия для детей, пострадавших от насилия в киберпространстве.

Запись сцен насилия в отношении ребенка дает насильнику власть и контроль, вызывает страх, который затем дает возможность эксплуатировать ребенка многими иными способами. Легкость, быстрота и широта мгновенного распространения материалов, содержащих сцены насилия, еще в большей степени укрепляет власть насильника над ребенком.

Часто изображение насилия в отношении одного ребенка используются затем, чтобы сломить сопротивление другого ребенка. Дети, подвергшиеся насилию, могут испытывать депрессию, беспокойство. У них возникают трудности с концентрацией внимания, агрессивное поведение и сдерживаемый гнев.

Они испытывают страх за свою безопасность и безопасность своих родных и близких. Возможно, этим детям будет трудно доверять людям.

Пострадавшие дети могут причинить себе вред, в том числе употребляя алкоголь и наркотики; могут испытывать страх и стыд от того, что он может быть узнанным, совершить суицид.

Список использованной литературы:

Насилие в киберпространстве [Электронный ресурс]/ Режим доступа : https://www.n-asveta.by/насилие в киберпространстве/.

Наверх

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».