Рабочая программа курса внеурочной деятельности Комплексная работа с текстом

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Комплексная работа с текстом»
для обучающихся 8-9 классов

МО Сухой Лог 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсу внеурочной деятельности «Комплексная работа с текстом»
1. Назначение курса – систематизация знаний по русскому языку, актуализация навыков
работы с текстом как единицей речи с целью подготовки обучающихся 8-9 классов к
государственной (итоговой) аттестации по русскому языку.
2. Характеристика структуры и содержания курса:
По полноте охвата содержание курса соотносится с целями обучения русскому языку в
основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие
следующие виды компетенций:
– лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический
анализ языковых явлений;
– языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём
и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
– коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности,
умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением
обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.
Три раздела курса соответствуют структуре экзаменационной работы в новой форме: в работу
по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинениерассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х
предложенных.
Содержание курса охватывает элементы следующих блоков «обязательного минимума
содержания образования»:
- речь: аудирование;
- речь: чтение;
- речь: письмо;
- речь: текст;
- развитие речи: изложение;
- развитие речи: сочинение;
- нормативность речи;
- языковые и речевые средства выразительности;
- лексика и фразеология;
- морфемика и словообразование;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация.
Планирование курса направлено на формирование у учащихся ряда коммуникативных
умений, необходимых для продолжения образования в старшей школе на базовом или
профильных уровнях, а также в системе профтехобразования, а именно среди таких
коммуникативных умений следует выделить:
- умение извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и
интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения;
- определять тему, основную мысль исходного прослушанного и прочитанного текстов, его
принадлежность к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи;
- создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам, в том числе
воспроизводить исходный текст, осуществляя выбор и организацию языковых средств в
соответствии с заданными темой, стилем и функционально-смысловым типом речи;
- соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные, стилистические);

- работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов,
справочниками и т.п.).
Ряд тем позволяет также формировать лингвистические умения: опознавать, анализировать,
классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности,
целесообразности, выразительности их использования.
3. Краткое содержание курса:
Часть 1. Изложение.
Изложение – это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также
его художественно-стилистических особенностей.
При работе над изложением очень важно помнить, на проверку каких составляющих речевой
образованности ориентирована данная форма итоговой аттестации, а значит, и на формирование
каких умений и навыков необходимо обращать особое внимание в процессе подготовки к
экзамену.
Подробное изложение предполагает аналитико-синтетическую работу: понимание темы и
основной мысли первичного текста, осмысление временных, причинно-следственных связей,
пространственных отношений.
Учащийся должен:
 Продемонстрировать верное понимание основной мысли исходного текста, отразить ее в
изложении без искажения;
 Точно и полно передать содержание текста, последовательность фактов и микротем;
 Сохранить тип речи исходного текста;
 Отразить особенности авторского понимания поднимаемой проблемы;
 Соблюсти единство текста в развитии темы, главной мысли, в передаче композиционных
особенностей текста;
 Воссоздать особенности языка и стиля авторского текста.
При написании сжатого изложения особенно важно:
 Уметь выделять основное содержание текста;
 Уметь выделить главное в нем, исключить второстепенное;
 Найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко;
 Соблюсти связность текста, которая может быть нарушена при исключении того или иного
материала;
 Уметь заменять синтаксические конструкции синонимичными (например, однородные
члены обобщающим словом).
При работе над изложением необходимо иметь ввиду тип текста. Обучая речи, мы учим
создавать не высказывание вообще, а монологические высказывание определенного
функционально-смыслового типа речи: описание, повествование, рассуждение. Каждый из
названных типов речи имеет свои особенности, которые должны быть усвоены учащимися
практически. При этом нужно учитывать, что в «чистом» виде изложения одного и того же типа
встречаются редко, обычно в текстах наблюдается сочетание нескольких типов. Так, в
повествовательный текст нередко включаются элементы описания, в описательных текстах
зачастую присутствует рассуждение, а в рассуждениях бывает порой описание и повествование.
Очень важно выделить ведущий тип речи.
Изложение по повествовательному тексту – наиболее простой вид работы. Для повествования
характерны картины последовательно сменяющих друг друга действий, рассказ о событиях,
протекающих во времени.
Описательное изложение – более сложный вид работы. В текстах данного типа нет динамики
развивающихся событий, увлекательного сюжета. В описаниях предстает статичная картина,
передающая подробное изображение предмета (явления, состояния, портрета и т.п.) и его
признаков. Обилие деталей, подробностей в тексте создает особую трудность для его восприятия
и воспроизведения.

Изложение–рассуждение – самый трудный вид работы. Такая работа развивает логические
мышление, умение следить за рассуждением автора и понимать его позицию, умение четко
определить цель высказывания и давать точные формулировки как тезиса, так и доводов,
выявлять причинно-следственные связи.
Часть 2. Анализ печатного текста, выполнение тестовых заданий
Вторая часть предполагает анализ самостоятельно прочитанного текста.
Для работы можно использовать рекомендации по работе с текстом (рекомендации к первой
части экзаменационной работы). Однако учащиеся, выполняя вторую часть, должны проявить
еще и навык сопоставительного анализа прочитанного и прослушанного текстов, умение
определить общую основную мысль, объединяющую их.
Также вторая часть содержит тестовые задания, требующие от учащихся умения выбрать из
предложенных вариантов ответа один правильный.
Важно помнить, что ответы на вопросы помогут учащимся при выполнении заданий третьей
части.
Основные умения:
1) умение воспринимать информацию текста при самостоятельном его прочтении;
2) навыки выполнения тестовых заданий;
3) владение необходимыми теоретическими знаниями;
4) умение использовать ответы на вопросы при выполнении третьей части экзаменационной
работы.
Часть 3. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и (или) прочитанного
текстов, а также сочинение на лингвистическую тему.
К сочинению-рассуждению предъявляются те же требования, что и к изложениюрассуждению (см. выше).
Работу
над
сочинением-рассуждением
необходимо
проводить
в
следующей
последовательности:
1. Сформулировать проблему, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты.
2. Сформулировать собственную позицию по заявленной проблеме. Продумать, в какой
форме можно выразить свое согласие или несогласие с авторами текстов. При этом нельзя
забывать о корректности формулировок и о том, что необходимо четко указать, в чем и почему
учащийся согласен и/или не согласен с авторами исходных текстов.
3. Продумать аргументы, подтверждающие заявленную учеником позицию. Можно
использовать как аргументы, извлеченные из текстов, так и аргументы из собственного
читательского или жизненного опыта. Лучше использовать и материал текстов, и примеры из
собственного опыта.
4. Выстроить структуру текста-рассуждения: тезис, доводы (проверить их соответствие
тезису непротиворечивость друг другу), вывод. Проверить, сохраняются ли причинноследственные связи между тезисом и аргументами. Для удобства работы можно построить
логическую схему основной части сочинения или написать план.
5. Продумать вступление и заключение сочинения (вступление и заключение должны
соответствовать основной проблематике и должны быть связаны с основной частью и между
собой, продумать логические связки между фрагментами сочинения, обратить внимание на связи
предложение между собой, проверить правильность деления текста сочинения на абзацы, обычно
совпадает количество абзацев и композиционных блоков.
6. Продумать, какие языковые средства, в том числе и выразительные, позволят успешно
реализовать замысел.
7. Оформить все собранные материалы в связный текст и записать в черновике.
8. Проверить текст и отредактировать его.

Рекомендуемая литература:
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф
Министерства образования и науки РФ:
1.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный
редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004.
2.Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. –
М.: Просвещение, 2002-2004.
3.Тростенцева Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 8 класса
общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, 2004.
4.Тростенцева Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
5.Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
6.Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык.
Практика. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
7.Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
8.Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы /
под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2003.
9.Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных
учреждений. – М.: Мнемозина.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных (допущенных) Министерством
просвещения
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях».

Календарно-тематический план

№
урок
а

Сроки
по
плану

факт.
(если не
совпад. с
планом)

Причи
ны
несовп
адения
сроков

Тема урока

I четверть
Часть 1. Изложение.
1
3.09
2
10.09
3
17.09
4
24.09
5
1.10
6
8.10
7
15.10
8
22.10

9
10
11
12
13

5.11
12.11
19.11
26.11
3.12

14

10.12

15
16

17.12
24.12

КТД «День Знаний»
Подробное и сжатое изложение.
Изложение по повествовательному тексту.
Анализ повествовательного текста.
Обучение приёмам сжатия повествовательного текста.
Изложение по описательному тексту.
Анализ описательного текста.
Обучение приёмам сжатия описательного текста.
II четверть
Классификация ошибок. Правка текста.
Изложение по тексту-рассуждению.
Анализ текста-рассуждения.
Обучение приёмам сжатия текста-рассуждения.
Работа с текстами разных типов речи.
Логика расположения материала.
Работа по определению и сохранению основной мысли
текста.
Анализ аргументации тезиса первичного текста.
Проверочная работа по теме «Изложение».
III четверть

Часть 2. Анализ печатного текста, выполнение тестовых заданий.
17
18
19
20
21
22

14.01
21.01
28.01
4.02
11.02
18.02

23
24
25
26

25.02
4.03
11.03
18.03

Виды тестов. Открытые и закрытые тесты.
Работа по осмыслению прочитанного текста.
Вопросы по лексике и фразеологии в тестах.
Вопросы по морфемике и словообразованию в тестах.
Вопросы по морфологии в тестах.
Вопросы по синтаксису словосочетания и простого
предложения в тестах.
Вопросы по синтаксису сложного предложения в тестах.
Вопросы по орфографии в тестах.
Проверочная тестовая работа.
Тезис и аргументация в сочинении.

IV четверть
Часть 3. Сочинение-рассуждение на основе прослушанного и (или) прочитанного
текстов, а также сочинение на лингвистическую тему.
27
1.04
Вступление и заключение в сочинении.
28
8.04
Отражение позиции автора сочинения.
29
15.04
Композиционная стройность текста.
30
22.04
Речевое оформление сочинения.
3129.05
Особенности сочинений на лингвистическую тему.
32
6.05
3313.05
Проверочная работа. «Создание собственного текста».
34
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».