РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID8439691)
курса внеурочной деятельности «Семьеведение»
на 2025 – 2026 учебный год
МО Сухой Лог 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса внеурочной деятельности «Семьеведение» (далее – программа) для
10–11 классов составлена на основе положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
Актуальность курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в современных
условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания, способствующих формированию у представителей молодого поколения
приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая
ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества,
направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья –
основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и
воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта
новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе
посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано
решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния
элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных
задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 10–11 классов
продиктовано важностью целенаправленной просветительской и воспитательной
деятельности, которая предполагает:
осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим
поколениям;
приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
2
Программа
предусматривает
организацию
разнообразной
деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций
и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание
в программе придается современным научнопедагогическим подходам, которые
обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую
жизненную траекторию;
рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и
моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных
терминов;
формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их
для построения собственной семьи в будущем;
содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕМЬЕВЕДЕНЬЕ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Программа «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 34 учебных часов в
рамках внеурочной деятельности; данный курс может быть предложен обучающимся в
качестве одного из существующих по выбору.
Программа является содержательным и методическим ориентиром для составления
педагогами рабочих программ. Предложенные элементы содержания и виды деятельности
3
обучающихся должны быть конкретизированы с учетом возрастных особенностей и
запросов обучающихся. Расширение содержания и видов деятельности связано с
возможностью выбора педагогом различных вариантов учебно-методического
обеспечения курса, а также с существующими условиями школьной информационнообразовательной среды. Освоение программы курса может быть организовано
образовательной организацией во внеурочное время для 10-11 классов.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся. Темы
проектов выбираются учителем с учетом региональной специфики. Содержательные
элементы программы позволяют организовать на их основе практическую и поисковоисследовательскую деятельность, результаты которой могут быть использованы при
реализации обучающимися индивидуальных проектов.
Особенность программы внеурочной деятельности состоит в том, что в ней в
краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,
социокультурные,
правовые,
экономические,
психологические,
нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЕМЬЕВЕДЕНИЯ
Данный курс включает в себя лекционные занятия с практическими уроками. На
занятиях рассматривается темы в индивидуальном, дискуссионном и интерактивном виде.
4
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Курс «Семьеведение» для 10-11 классов представляет собой комплексное изучение
семейных отношений, роли родителей и важности семьи в жизни человека и общества. В
результате изучения данного курса, учащиеся будут развивать навыки и знания,
необходимые для успешной роли родителей в будущем.
10 КЛАСС
Дети и их значение в жизни: Что значит быть родителем.
В этом разделе учащиеся узнают о роли детей в жизни родителей, о том, какие
ответственности лежат на плечах родителей и о взаимоотношениях внутри семьи. Дети и
их значение в жизни. Что значит быть родителем? Подготовка к появлению ребенка в
семье. Зарождение новой жизни. Течение беременности. Молодая семья с первенцем.
Появление других детей, отношения. Практическая работа по теме: «Дети и их значение в
жизни: Что значит быть родителем»
Семья с детьми подросткового возраста.
В этом разделе рассматриваются особенности подросткового возраста, роль
родителей в поддержке и воспитании подростков, а также развитие самостоятельности и
ответственности у подростков. Семья с детьми подросткового возраста.
Профессиональное становление подростка: участие родителей. Конфликты между
подростком и родителями. Выход повзрослевших детей из семьи. Практическая работа по
теме: «Семья с детьми подросткового возраста».
Развод и его последствия
В этом разделе рассматриваются причины развода, факторы, влияющие на семейные
отношения, а также последствия развода для детей и родителей. Факторы влияющие на
семейные отношение. Причины развода. Справления с эмоциональным стрессом после
развода. Последствия развода для детей и родителей. Практическая работа по теме:
«Развод и его последствия»
Как быть семьей?
В этом разделе рассматриваются традиционные и современные семейные роли,
равенство полов в семье и его значение для гармоничных отношений. Семья и общество.
Семейные ценности и традиции. Семейные роли и равенство. Семья и технологии. Семья
и здоровье. Семья и финансы Практическая работа по теме «Введение семейного
бюджета». Семья и межличностные отношения
11 КЛАСС
Как создать семью?
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты для создания
семьи. Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак. Брачный возраст. Что такое
Брак. Основные нормативные акты о браке. Порядок регистрации брака в Российской
Федерации. Ограничения на регистрацию брака. Медицинское обследование лиц,
вступающих в брак. Браки российских граждан с иностранцами. Брачный договорю.
Практическая работа по теме «Регистрация Брака».
Молодая семья
В этом разделе рассматриваются нормативные правовые аспекты и федеральные
программы которые помогают молодым семьям. Молодая семья - это ...? Программа
«Молодая семья». Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие при
рождении ребёнка. Единое пособие на детей. Материнский капитал. Практическая работа
по теме «Молодая семья»
Благоприятный климат в семье
5
В этом разделе рассматриваются все меры предостережения для избежание распада
семьи. Пути выхода из возникшего конфликта. Разнообразие форм совместных семейных
дел. Важность семейных праздников. Здоровье членов семьи и его роль в полноценной
семейной жизни. Совместный отдых семьей. Практическая работа по теме
«Благоприятный климат в семье».
Права и обязанности родителей и детей
В этом разделе рассматриваются такие вопросы такие как права и обязанности
супругов и их детей. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и
обязанности супругов. Совместная собственность, движимое и недвижимое имущество
семьи. Наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом.
Имущество, нажитое до регистрации брака. Права и обязанности ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом.
Обязанности совершеннолетних детей по отношению к своим родителям и
родственникам. Опекунство и усыновление. Права и обязанности родителей в отношении
родных детей Права и обязанности родителей в отношении детей, взятых под опеку.
Практическая работа по теме «Права и обязанности родителей и детей».
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Семьеведение» направлена
на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданское воспитание:
–готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни
семьи;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
–обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства),
освоение традиционных семейных ценностей России;
–готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
–понимание роли семьи как социального института в жизни человека; 2)
патриотическое воспитание:
–осознание российской идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
–ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а
также правовых норм;
–способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи; 4) эстетическое воспитание:
–восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
–осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
–соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
6) трудовое воспитание:
–установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать
и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
–овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
7
–освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
–умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые
логические действия:
–
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
–
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
–
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
–
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных
связей и зависимостей объектов между собой;
–
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
–
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования;
–
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
–
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
–
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
–
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
–
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
–
воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции
в соответствии с целями и условиями общения;
–
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
–
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
–
знать и
распознавать предпосылки
конфликтных
ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
–
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
8
–
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
–
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
–
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
–
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация:
–
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
–
ориентироваться
в
различных подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
–
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения);
–
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
–
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
–
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
–
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
–
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
–
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
–
оценивать соответствие результата цели и условиям;
–
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
–
регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
–
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
–
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
–
уметь обобщать мнения нескольких людей;
–
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
9
–
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
–
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
–
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
–
освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной
сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных
норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
–
осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном
обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую
духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории
народов России;
–
формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма,
преемственности истории нашей Родины;
–
умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений
с
использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
–
умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей
семьи, для написания ее родословной;
–
умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
–
умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена
семьи;
–
умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том
числе со старшими членами семьи;
–
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;
–
умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи;
–
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств
массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
–
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями
о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным
опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
10
–
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая
вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании
семейного бюджета.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
1.Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность) в поликультурном, многонациональном и многоконфессиональном
российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и субъектом
тысячелетней российской государственности, с Российским государством,
ответственность за его развитие в настоящем и будущем на основе исторического
просвещения, сформированного российского национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаивать
суверенитет и достоинство народа России и Российского государства, сохранять и
защищать историческую правду. Ориентированный на активное гражданское участие на
основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по социальным,
национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений экстремизма, терроризма,
коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в ученическом
самоуправлении, волонтёрском движении, экологических, военно-патриотических и др.
объединениях, акциях, программах).
2.Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность к
родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской Федерации,
Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и культурному
наследию своего и других народов России, традициям, праздникам, памятникам народов,
проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом,
поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурной
идентичности.
3.Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям,
культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального,
конфессионального самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей и
норм с осознанием последствий поступков, деятельно выражающий неприятие
11
антигуманных и асоциальных поступков, поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям различных этнических
групп, религий народов России, их национальному достоинству и религиозным чувствам
с учётом соблюдения конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межнационального,
межрелигиозного согласия людей, народов в России, способный вести диалог с людьми
разных национальностей, отношения к религии и религиозной принадлежности,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционных
семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье, ухода от
родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении в
отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания отечественной и
мировой духовной культуры.
4.Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, российского
и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание
эмоционального воздействия искусства, его влияния на поведение людей, умеющий
критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значения нравственных норм, ценностей,
традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, на эстетическое обустройство собственного быта.
5.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность жизни, здоровья и
безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своего здоровья и
здоровья других людей. Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в
том числе безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, регулярную физическую активность),
стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий
безопасный и здоровый образ жизни. Проявляющий сознательное и обоснованное
неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм
зависимостей), деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их
вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий
навыки
рефлексии
своего
состояния
(физического,
12
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки зрения
безопасности, сознательного управления своим эмоциональным состоянием,
развивающий способности адаптироваться к стрессовым ситуациям в общении, в разных
коллективах, к меняющимся условиям (социальным, информационным, природным).
6.Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные достижения своих
земляков, их вклад в развитие своего поселения, края, страны, трудовые достижения
российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально значимому труду
в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том числе предпринимательской
деятельности в условиях самозанятости или наёмного труда.
Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,
общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде в
каникулярные периоды, с учётом соблюдения законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к
непрерывному образованию в течение жизни как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности. Понимающий специфику трудовой деятельности,
регулирования трудовых отношений, самообразования и профессиональной
самоподготовки в информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться
и трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой, профессиональной
деятельности в российском обществе с учётом личных жизненных планов, потребностей
своей семьи, общества.
7.Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической культуры на основе
понимания влияния социально-экономических процессов на природу, в том числе на
глобальном уровне, ответственность за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливого
природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и развивающий опыт экологически направленной, природоохранной,
ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его приобретении другими людьми.
8.Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира, достижениях
науки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизни
российского общества, обеспечении его безопасности, гуманитарном, социальноэкономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения достоверной
научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизации
фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
13
исследовательской деятельности.
14
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
Дети и их значение в жизни: Что
значит быть родителем
Семья с детьми подросткового
2
возраста
3
Развод и его последствия
4
Как быть семьей?
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
Количество
часов
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
Целевые
приоритеты
воспитания
10
https://orenlib.ru/resources/bibliograficheskieobzory/azbuka-semi-obzor-internet-resursov.html
1,2,3,4,5,6,7,8
8
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
1,2,3,4,5,6,7,8
4
12
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
1,2,3,4,5,6,7,8
1,2,3,4,5,6,7,8
34
15
11 КЛАСС
№
Наименование разделов и тем
п/п
программы
Как создать семью?
Молодая семья
Благоприятный климат в семье
Права и обязанности родителей и
4
детей
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
2
3
Количество
часов
10
6
6
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
Целевые
приоритеты
воспитания
1,2,3,4,5,6,7,8
1,2,3,4,5,6,7,8
1,2,3,4,5,6,7,8
12
https://videouroki.net/projects/3/index.php?id=semved
1,2,3,4,5,6,7,8
Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы
34
16
Приложение 1
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Тема урока
Всего
Дети и их значение в жизни
Что значит быть родителем?
Подготовка к появлению ребенка в семье
Подготовка к появлению ребенка в семье
Зарождение новой жизни. Течение беременности
Зарождение новой жизни. Течение беременности
Молодая семья с первенцем
Молодая семья с первенцем
Появление других детей, отношения
Практическая работа по теме: "Дети и их значение в жизни:
Что значит быть родителем"
Семья с детьми подросткового возраста
Семья с детьми подросткового возраста
Профессиональное становление подростка: участие родителей
Профессиональное становление подростка: участие родителей
Конфликты между подростком и родителями
Конфликты между подростком и родителями
Выход повзрослевших детей из семьи
Практическая работа по теме: "Семья с детьми подросткового
возраста"
Факторы влияющие на семейные отношение
Причины развода
Справления с эмоциональным стрессом после развода.
Последствия развода для детей и родителей
Практическая работа по теме: "Развод и его последствия"
17
Количество часов
Практические План
работы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Факт
23
Семья и общество
1
24
Семья и общество
25
Семейные ценности и традиции
26
Семейные ценности и традиции
27
Семейные роли и равенство
28
Семейные роли и равенство
29
Семья и технологии
30
Семья и здоровье
31
Семья и здоровье
32
Семья и финансы
33
Практическая работа по теме "Введение семейного бюджета"
34
Семья и межличностные отношения
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
1
4
11 КЛАСС
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Количество часов
Тема урока
Практические План
Всего
работы
Осознанный зрелый выбор о решении вступить в брак
1
Брачный возраст
1
Что такое Брак
1
Основные нормативные акты о браке
1
Порядок регистрации брака в Российской Федерации
1
Ограничения на регистрацию брака
1
Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
1
Браки российских граждан с иностранцами
1
Брачный договор
1
Практическая работа по теме "Регистрация Брака"
1
1
Молодая семья - это ...?
1
Программа «Молодая семья»
1
Пособие по беременности и родам
1
Единовременное пособие при рождении ребёнка
1
Единое пособие на детей. Материнский капитал
1
Практическая работа по теме "Молодая семья"
1
1
Пути выхода из возникшего конфликта
1
Разнообразие форм совместных семейных дел
1
Важность семейных праздников
1
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной
1
жизни
Совместный отдых семьей
1
Практическая работа по теме "Благоприятный климат в
1
1
семье"
Личные права и обязанности супругов
1
Имущественные права и обязанности супругов
1
Совместная собственность, движимое и недвижимое
1
имущество семьи
19
Факт
Наследство и наследники, дарение и другие сделки с
семейным имуществом
Права и обязанности родителей в отношении родных детей
27
и детей, взятых под опеку
28
Права и обязанности ребенка в семье
Права несовершеннолетних детей на владение, пользование
29
и распоряжение имуществом
Обязанности совершеннолетних детей по отношению к
30
своим родителям и родственникам
31
Опекунство и усыновление
32
Права и обязанности родителей в отношении родных детей
33
Права и обязанности родителей в отношении детей взятых
под опеку
34
Практическая работа по теме "Права и обязанности
родителей и детей "
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
26
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
4
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
В процессе изучения курса «Семьеведение» учащиеся будут оцениваться и
контролироваться с целью проверки усвоения материала и развития необходимых навыков. Для
этого будут использоваться различные формы контроля и оценки результатов.
Ниже представлены основные формы контроля и оценки, которые могут быть
использованы в процессе обучения:
1. Устный опрос: Учащимся могут задаваться вопросы на уроках, чтобы проверить их
знания и понимание изучаемого материала. Опрос может быть индивидуальным или групповым.
2. Письменные работы: В ходе обучения учащимся могут предлагаться задания на
написание эссе, рефератов, ответов на вопросы и других письменных работ. Это позволяет
проверить их способность анализировать и выражать свои мысли.
3. Практические работы: закрепляют изученный раздел материала и дает возможность
сделать анализ усвоение учеником пройдённого раздела.
4. Проектная деятельность: Учащиеся могут выполнять проекты, связанные с изучаемым
материалом. Проекты позволяют развивать творческое мышление, исследовательские навыки и
умение работать в команде. Оценка проектов может осуществляться по критериям, заранее
обговоренным с учащимися.
5. Работа с источниками: Учащимся могут предлагаться задания на анализ и интерпретацию
различных источников, таких как научные статьи, книги, фильмы и интернет-ресурсы. Это
поможет развить навыки критического мышления и оценки информации.
6. Обсуждение и дебаты: Учащиеся могут принимать участие в обсуждении и дебатах по
актуальным темам, связанным с семьеведением. Это поможет развить навыки аргументации,
умение выступать публично и слушать других.
7. Портфолио: Учащиеся могут создавать портфолио, в котором будут собираться их
работы, проекты, рефлексии и самооценка. Портфолио позволяет учащимся отслеживать свой
прогресс и демонстрировать свои достижения.
Все формы контроля и оценки результатов имеют свои преимущества и могут
использоваться в разных ситуациях. Они позволяют учащимся продемонстрировать свои знания,
навыки и понимание изучаемого материала. Важно, чтобы оценка была объективной,
справедливой и позволяла учащимся развиваться и совершенствоваться.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Болотова А.К. Социальные коммуникации. Психология общения / А.К. Болотова,
Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. – М. : Издательство «Юрайт», 2024. − 272 с.
2. Мартынюк О.Б. Психология семьи : учебное пособие для вузов. – М. : Издательство
«Юрайт», 2024. − 380 с.
3. Обществознание : 11 класс : углубленный уровень : учебное пособие : в 2 частях. –
М. : Просвещение, 2023. − Часть 1: Основы социологии. Основы политологии / Л.Н.
Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, И.А. Лобанов [и др.]; под ред. А.Ю. Лазебниковой, И.А.
Лобанова. (§6. Семья и брак как социальные институты.)
4. Ростовская Т.К. Семья в системе социальных институтов общества : учебное
пособие для вузов / Т.К. Ростовская, О.В. Кучмаева. – М. : Издательство
«Юрайт», 2024. − 331 с.
5. Садовская В.С., Ремизов В.А. Основы коммуникативной культуры. Психология
общения : учебник и практикум для вузов. – М. : Издательство
«Юрайт», 2024. − 169 с.
6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология : учебник для вузов. − 6-е издание. − М. :
Издательство «Юрайт», 2024. − 488 с.
21
7. Андреева О.С., Козлова А.А. Вовлечение родителей в процесс обучения
школьников финансовой грамотности в начальной и средней школе // Преподавание истории
и обществознания в школе. – 2024. – № 2. – С. 9−15.
8. Араловец Н.А. Городская семья в России 1897–1926 гг. Историкодемографический аспект / Н.А. Араловец. – 2-е стер. изд. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа,
2019. – 270 с.
9. Виневская А.В. Инклюзивный проект «Путешествие в мир нравственности:
разговоры о семейных ценностях» // Педагогическое образование: Традиции и новации. –
2024. – № 1. – С. 65−69.
22
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Перечень художественных фильмов для использования на занятиях
курса внеурочной деятельности «Моя семья»
Художественные фильмы:
1. «Медовый месяц». (1956) Режиссер Надежда Кошеверова. (6+)
2. «Дом, в котором я живу». (1957) Режиссеры Лев Кулиджалов, Яков Сегель.
(6+)
3. «Евдокия». (1961) Режиссер Татьяна Лиознова. (12+)
4. «Офицеры». (1971) Режиссер Владимир Роговой. (12+)
5. «По семейным обстоятельствам». (1977) Режиссер Алексей Коренев.
6. «Мой генерал». (1979) Режиссер Андрей Бенкендорф. (12+)
7. «Однажды двадцать лет спустя». (1980) Режиссер Юрий Егоров. (12+)
8. «Вечный зов». (1973–1983) Режиссеры Владимир Краснопольский,
Валерий Усков. (12+)
9. «Не хочу быть взрослым». (1982) Режиссер Юрий Чулюкин. (6+)
10. «Карантин». (1983) Режиссер Илья Фрез. (6+)
11. «Похищение». (1984) Режиссер Виталий Тарасенко. (6+)
12. «Что у Сеньки было». (1984) Режиссер Радомир Василевский. (6+)
13. «Сирота казанская». (1997) Режиссер Владимир Машков. (6+)
14. «Бедная Саша». (1997) Режиссер Тигран Кеосаян. (0+)
15. «Любовь-морковь». (2006) Режиссер Александр Стриженов. (12+)
16. «Многодетство».
(2024).
Режиссеры
Роман
Самгин,
Екатерина
Аликина. (6+)
Документальные фильмы:
1. «Моя большая семья. Проект. 14 фильмов» // Телеканал «Спас»
2. «Воскресенье
за воскресеньем».
Документальный
фильм
Олеси
Шигиной. 11 фильмов // Телеканал «Спас»
23
24