Рабочая программа курса внеурочной деятельности Обучение молодежи жизненным навыкам

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Обучение молодежи жизненным навыкам»
на 2025 – 2026 учебный год

МО Сухой Лог 2025

Аннотация
Наиболее перспективной и эффективной в современном мире считается
профилактическая стратегия обучения молодежи жизненным навыкам. Наличие адекватной
информации, развитие самостоятельности у подростка, помощь и поддержка, узнать о себе.
Такая потребность способствует освоению и присвоению ценности вести здоровый образ

жизни. Для этого важно учитывать особенности современной молодёжи и влияния той среды,
в которой она живет и присваивает себе ценности жизни. Те трудности с которыми
встречается современная молодежь не всегда может справиться самостоятельно, и данная
программа обучает молодёжь быть вооруженными знаниями –навыками которые им
помогут правильно найти эффективный путь по преодолению той или иной ситуации не
нанеся вред себе и окружающему их обществу.
Целью данной программы является: формирование жизненных навыков у
учащихся и приобретения опыта использования их для успешной социализации личности в
обществе.
Данная цель достигается через следующие задачи:
1. Развить навыки стрессоустойчивости и умение нейтрализации эмоциональных и
социальных проблем.
2. Развить способности к взаимопониманию.
3. Побудить к самостоятельности в принятии решения, через умения не перекладывать на
других решение собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной
ситуации.
Возрастная категория участников программы: 11-15 лет.
Срок реализации программы 1 год — 34 занятий.
В неделю 1 занятие - 40 минут.
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- тренинговые формы работы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- беседа;
- телесно-ориентированные техники;
-рефлексия.
Формы организации и проведения профилактической работы
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих
rpyппax (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).
Данную программу ведет педагог-психолог.
Результативностъ программы проверяется с помощью Теста жизнестойкости Е.Н. Осина
(скрининговая версия) в начале и конце 2025-2026 учебного года.
Ожидаемый результат:
В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, ‹которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- целостность, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
и разнообразии;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка — умение ориентироваться в многообразии
окружающей действительности, участие в социальной жизни класса, юколы, города и др.;
- уважительное отношение к другим; сформированность потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированной универсальных
учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных формах и видах психологической деятельности;
- освоение способов решения проблем психологического характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания самого
себя; определять наиболее эффективные способы достижения результата в творческой
деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении
различных психологических задачи на уроках психологии, во внеурочной и
внешкольной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания текстов в соответствии с целями
и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации;
- формирование у школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
психологии и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе учебной деятельности;
Предметные результаты изучения психологии отражают опыт учащихся в
психологической деятельности:
- формирование представления о роли психологии в жизни человека, в его духовнонравственном развитии;
- формирование общего представления о психологической картине мира;
- знание основ закономерностей психологии на примере изучаемой тематики;
- формирование основ психологической культуры;
- формирование устойчивого интереса к психологии;
умение выражать свое отношение к предмету психология.
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
-эмоциональная отзывчивость;
-устойчивое положительное отношение к урокам психологии; интерес к психологические
занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения психологии в собственной жизни;
-представление о психологии как факторе, позитивно влияющем на здоровье.
Учащийся получит возможность для формирования:
-познавательного интереса к психологическим занятиям;
-нравственно-эстетических чувств;
-представления о психологических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в
нее коррективы;
-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
-выполнять действия (в устной форме) в опросе на заданный учителем или сверстниками
ориентир;
-осуществлять
контроль
и
самооценку
своего
участия
в
разных
видах
психологической деятельности.

Учащийся получит возможность научиться.
-понимать смысл предложенных заданий, в т. ч, и творческих;
-выполнять действия в oпope на заданный ориентир;
-воспринимать мнение сверстников и взрослых.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников,
расширять свои представления о психологии;
-самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями;
-передавать свои впечатления;
-использовать примеры из жизни при обсуждении материала;
-выбирать способы решения исполнительской задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять поиск нужной информации в словарике и дополнительных источниках,
включая контролируемое пространство Интернета;
-строить свои рассуждения;
-обобщать учебный материал;
-устанавливать аналогия;
-представлять информацию в виде сообщения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-выражать свое мнение о психологических знаниях, используя разные речевые средства(
монолог, диалог, письменно);
-принимать активное участие в различенье видах деятельности;
-понимать содержание вопросов о психологии;
-проявлять инициативу, участвуя в обсуждениях и диалоге на уроках;
-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного
выполнения;
-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и
творческих задач;
-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;
-стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о психологии, используя разные средства коммуникации (в т. ч.
средства ИКТ).
-понимать значение психологии в передаче настроения и мыслей человека, в общении
между людьми;
-контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников
коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.
-формулировать и задавать вопросы, использовать речь для передачи информации, для
своего действия и действий партнера;
-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
1. Овладение навыками стрессоустойчивости и умением нейтрализации эмоций и
социальных проблем.
2. Овладеть способностью к взаимопониманию.
3. Осознавать свою способность в самостоятельном принятии решении, через умения не
перекладывать на других решения собственных проблем, через понимание собственных
задач в конкретной ситуации.
К программе прилагаются:
-Содержаание курса внеурочной деятельности
- Список литературы

Содержание курса внеурочной деятельности

№

Этапы

1

І. Старт

2

II. Основные
потребности

Название

Цель
установить основные правила
для работы по «Жизненным
навыкам»;

1. Стартовое занятие по
программе «Обучение
молодежи жизненным
наыкам».
2. «Здравствуйте!»

1. Пирамида жизни.
2. «Торт» потребностей.
3. «Моё развитие».
4. «Мой выбор».
5. «Права ребенка»

6. «Мир моих увлечений».

III.
Самопонимание
и
самоуважени
е

1. «Кто я?»
2. «Мы одинаковые
Разные».

— мы

3. «Я имею право выражать
;вое мнение».
4. «Театр кукол».

5.
«Хороший
:слушатель?»
4

IV.Чувства

ли

1. «Дружба».
2. «Ящик с проблемами».

ты

создание
позитивной,
доброжелательной, комфортной и
4оверительной атмосферы
2 занятия
- познать свои и чужие чувства;
-определение
основных
потребностей человека;
- каждый человек имеет свои
гемпы развития;
побуждать
детей
самостоятельно и ответственно
делать выбор;
- информировать детей о правах,
законах общества, научить их
заходить помощь, когда это
необходимо;
- раскрытие многогранности и
индивидуальности личности
8 занятий
-помочь ученикам осознать себя,
понять свое «Я»,
-исследовать
причины
предупреждения и значения
Разнообразия;
-научить
детей
выражать
собственное мнение, даже если
окружающие их люди имеют
другую точку зрения;
-показать подросткам способы
взаимодействия с внешним
миром, дать детям возможность
Осознания
состояния
зависимости;
-научить детей слушать других и
Разрабатывать эти навыки.
7 занятий
- понять, что такое «дружба»,
определить её границы;
- научить детей рассказывать о
своих проблемах, развивать
ЗТЗЫВЧИВОGТЬ

И

ГОТОВНОСТЬ

помогать другим;
3. «Нравится — не нравится». -оценить свои

позитивные

и

негативные
чувства,
получить
з нания о чувствах — «нравится —не

нравится».

5

V. Мысли

могу
иметь
собственное мнение›).
1.

«Я

6 занятий
-научить делать выбор, а не
принимать первое попавшееся
мнение;
-датъ

детям

2. «Чтобы я сделал (а) бы?» попрактиковаться
сложных проблем.
6

VI. Коммуникации

1. «Наши роли».
!. «Я и другие Я».

3.

«Различные
способы Общения».

4. «Вы убеждены?».

в

шанс

решении

3 занятия
-помочь познать себя и свою
роль в жизни;
-научить
оценивать
свои
позитивные, негативные качества.
И безопасно использовать их;
-помочъ
ученикам
освоить
Различные пути общения между
собой.

-научить детей способности
убeждaть, и пользоваться этой
способностью
в
принятии
Решений.

Итоговое занятие
по программе
«Обучение
молодежи
жизненны
м навыкам».
5.

9 занятий
34 часа

№
п/
п.
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14

Учебно-тематический план
5 классы
Учебно-тематическое
План
Факт
Кол
планирование
-во
часов
Стартовое занятие по программе
1
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам »
«Здравствуйте!»
1
Пирамида жизни
1
«Торт» потребностей».
«Мое развитие»
«Мой выбор»
«Права ребенка»
«Мир моих увлечений».

9_

«Кто я?»
«Мы одинаковые — мы разные».

1
2

«Я имею право выражать свое
мнение».
15 «Театр кукол».
16
17 «Хороший ли ты слушатель?»
18 «Дружба».
19
20 «Ящик с проблемами».
21
22 «Нравится — не нравится».
23
24 «Я могу иметь собственное
25 мнение».
26 «Чтобы я сделал(а) бы?»
27 «Haши роли».
28
29 «Я и другие я.»
30
31 «Разлитые пути общения».
32
33 «Вы убеждены?»
34
35 Итоговое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
Навыкам»
ИТОГО

1
1
1

1

1
2
1

z
2
1

z

1

34

Примечание

Учебно-тематический план
6 классы
Кол
План
Факт
Учебно-тематическое
-вО
п/
планирование
часов
1. Стартовое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14

«Здравствуйте!»
Пирамида жизни
«Торт» потребностей».
«Мое развитие»
«Мой выбор»
«Права ребенка»
«Мир моих увлечений».

1
1
2

1

z

«Кто я?»
«Мы одинаковые — мы разные».

1
2

«Я имею право выражать свое
мнение».
«Театр кукол».

1

15
16
17 «Хороший ли ты слушатель?»
18 «Дружба».
19
20 «Ящик с проблемами».
21
22 «Нравится — не нравится».
23
24 «Я могу иметь собственное
25 мнение».
26 «Чтобы я сделал(а) бы?»
27 «Haши роли».
28
29 «Я и другие я.»
30
31 «Различные пути общения».
32
33 «Вы убеждены?»
34
35 Итоговое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
ИТОГО

z
1

?
1
2
2
1

z

?

1

34

Примечание

N.
п/

Учебно-тематическский план
7 классы
Кол
План
Факт
Уяебно-тематическое
-Во
планирование
ЧdCOB

Стартовое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
2. «Здравствуйте!»
3. Пирамида жизни
4. «Торт» потребностей».
5.
6. «Мое развитие»
7. «Мой выбор»
8. «Права ребенка»
9. «Мир моих увлечений».
10
11 «Кто я?»
12 «Мы одинаковые — мы разные».
13
14 «Я нмею право выражать свое
мнение».
15 «Театр кукол».
16
17 «Хороший ли ты слушатель?»
18 «Дружба».
19
20 «Ящик с проблемами».
21
22 «Нравится — не нравится».
23
24 «Я могу иметь собственное
25 Мнение».
26 «Чтобы я сделал(а) бы?»
27 «Наши роли».
28
29 «Я и другие я.»
30
31 «Различные пути общения».
32
33 «Вы убеждены?»
34
35 Итоговое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
1.

итОгО

1

1

1
1
1

?
1
2
1

1

2

2
1

34

Примечание

Учебно-тематический план
8 классы

№

Учебно-тематическое
планирование

ш

Стартовое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
2. «Здравствуйте!»
3. Пирамида жизни
4. «Торт» потребностей».
5.
6. «Мое развитие»
7. «Мой выбор»
8. «Права ребенка»
9. «Мир моих увлечений».
10
11 «Кто я?»
12 «Мы одинаковые — мы разные».
13
14 «Я имею право выражать свое
мнение».
15 «Театр кукол».
16
17 «Хороший ли ты слушатель?»
18 «Дружба».
19
20 «Ящик с проблемами».
21
22 «Нравится — не нравится».
23
24 «Я могу иметь собственное
25 мнение».
26 «Чтобы я сделал(а) бы?»
27 «Наши роли».
28
29 «Я и другие я.»
30
31 «Различные пути о бщения».
32
33 «Вы убеждены?»
34
35 Итоговое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
1.

ИТОГО

План

Факт

Кол
-Во

часов
1

1
1
1
1
1
2

l
2

1

z

1
2

z
1
34

Примечание

N.

1.

«Мое развитие»
«Мой выбор»
«Права ребенка»
«Мир моих увлечений».
«Кто я?»
«Мы одинаковые — мъі разные».

‹Я имею право выражать свое
мнение».
15 «Театр кукол».
16
17 «Хороший ли ты слушатель?»
18 «Дружба».
19
20 «Ящик с проблемами».
21
22 «Нравится — не нравится».
23
24 «Я могу иметь
собственное
25 мнение».
26 «Чтобы я сделал(а) бы?»
27 «Наши роли».
28
29 «Я и другие я.»
30
31 «Различные пути общения».
32
33 «Вы убеждены?»
34
35 Итоговое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
ПТОГО

1

г_

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11
12
13
14

Учебно-тематический план
9 классы
План
Факт
Кол
Учебно-тематическое
-во
планирование
часов
1
Стартовое занятие по программе
‹Обучение молодежи жизненным
навыкам»
«Здравствуйте!»
Пирамида жизни
1
«Торт» потребностей».

z

1

2

2

1

34

Примечание

Список литературы:

1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования.
Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских
работников и других специалистов, работающих с детьми и подростками. Сухой Лог 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».