Рабочая программа курса внеурочной деятельности Решение олимпиадных задач

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач»
для обучающихся 6 классов

МО Сухой Лог 2025

Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучающихся, интересующихся математикой,
желающих участвовать в математических соревнованиях. В рамках занятий изучаются
отдельные темы школьной программы, дополнительные темы школьного курса математики
и стандартные методы решения нестандартных задач. Содержание программы
обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета математика.
В целях формирования интереса к математике содержание занятий может включать
оригинальный материал, существенно углубляющий содержание школьной программы.
Программа разработана в соответствии с документами:
 Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№ 1726;
 Письмо Министерства образования науки России от 18.11.15 №09-3242.
Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ;
 СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ №118 от
21.06.2016 г. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным
машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03);
-Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
г. Ульяновска «Средняя школа №27
- Локальные нормативные акты
Направленность программы - естественнонаучная.
Вид программы: модифицированная.
Актуальность программы продиктована необходимостью обучения и развития
одаренных детей. Содержание программы ориентировано на развитие у обучающихся
интереса к олимпиадной математике, на организацию самостоятельной практической
деятельности, развитие одаренности, умений решать нестандартные задачи.
Помимо прочего, обучение по программе поможет в подготовке к
профессиональному самоопределению и самореализации в области математики, а также
направлено на повышение мотивации саморазвития.
В часто встречающихся темах олимпиадных задач увидеть общие принципы
решения, логику, составить «коллекцию технических приёмов» для работы с буквенными
выражениями, пользоваться параметром как ещё одним измерением в задаче. Уметь
донести свою мысль до других и оформить её в письменном виде. Формировать
исследовательские навыки: подобные задачи требуют для своего решения высокой
логической культуры, умения сосредоточиваться длительное время на одной проблеме.
Научить видеть и любить красоту и чистоту математики, развить желание говорить на её
языке.

Цели программы:
 сформировать представления о приемах и методах решения олимпиадных задач по
математике;
 создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных
детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их
индивидуальными способностями и потребностями;
 способствовать углублению математических знаний и умений, необходимых для
продолжения обучения, изучения смежных дисциплин, для применения в повседневной
жизни.
Задачи программы:
1.Готовить обучающихся к математическим соревнованиям разного уровня.
2.Развивать математическую одаренность, математическую грамотность, творческие
способности и высокие «спортивные» качества обучающихся.
3.Развивать умение собраться и сконцентрироваться, умение рассчитать время в
состоянии «соревновательного» стресса.
Особые условия:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности обучающихся.
Обучение по программе предполагается с применением дистанционных технологий.
Дистанционные образовательные технологии в дополнительной общеразвивающей
программе обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при
которых полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и педагога
осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически
организованных технологиях обучения.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии реализуются
в программе через онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные
на образовательных сайтах; видеоконференции; e-mail; облачные сервисы; электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной
программы: 10-11 лет. Программой предусмотрен постоянный состав учебной группы
обучающихся, желающих получать дополнительные знания по математике.
Сроки реализации образовательной программы: 34 часа.
Формы и режим занятий: форма занятий групповая.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы строится как углубленное изучение вопросов,
предусмотренных программой основного курса. Углубление реализуется на базе обучения
методам и приемам решения математических задач, требующих применения высокой
логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и
алгоритмическое мышление обучающихся.
Тематика задач не выходит за рамки основного курса, но уровень их трудности –
повышенный, существенно превышающий обязательный. Особое место занимают задачи,
требующие применения обучающимися знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Календарно тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
План
Четность
Задачи о лгунах и рыцарях.
Задачи на взвешивание.
Задачи на переливание.
Цифры и числа.
Цифровые задачи.
Десятичная запись натурального
числа.
Инварианты.
Принцип Дирихле.
Принцип Дирихле и графы.
Решение задач на использование
принципа Дирихле.
Решение задач на использование
принципа Дирихле.
Задачи
на
переливание,
геометрические интерпретации.
Математические ребусы.
Логические задачи.
Графы.
Деревья и циклы.
Пути, циклы, связность.
Степени вершин.
Уникурсальные графы.
Теорема Эйлера.
Планарные графы.
Задачи, решаемые с помощью графов.
Раскраски.
Решение задач на графы.
Игровые задачи.
Игра НИМ.
Игра Баше.
Опыт
с листом Мебиуса и
пластилином.
Математические игры с числами, с
камнями.
Математические игры на клетчатой
бумаге.
Математическая раскраска.
Задачи со спичками.
Решение игровых задач.

Факт

Учебно-тематический план
№ п/п Темы занятия

Количество часов по видам занятий
Всего
Теория
Практика

1

Четность

4

2

2

2

Обратный ход

4

2

2

3

Принцип Дирихле

4

2

2

4

Логические задачи

4

2

2

5

Графы

4

2

2

6

Комбинаторика

4

2

2

7

Арифметика и весы

4

2

2

8

Переливания

4

2

2

8

Итоговое тестирование

2

ИТОГО:

34

2
16

18

Содержание программы
1. Четность (4ч.)
Лекция: Использование подхода чередования в задачах по теме четность. (2ч)
Практика: задачи (2ч)
2. Обратный ход (4ч.)
Лекция: Применение метода «обратный ход» в обычных текстовых задачах. (2ч)
Практика: задачи (2ч)
3. Принцип Дирихле (4ч.)
Лекция: Закрепление навыка установки связи между объектами («кроликами») и
контейнерами («клетками») в задачах с определенными условиями (2ч)
Практика: задачи (2ч)
4. Логические задачи (4ч.)
Лекция: Текстовые логические задачи (2ч)
Практика: задачи (2ч)
5. Графы (4ч.)
Лекция: Задачи с использованием свойства связности графа(2ч)
Практика: задачи (2ч)
6. Комбинаторика (4ч.)
Лекция: Рассматривается раздел комбинаторики: принцип крайнего и метод спуска(2ч)
Практика: задачи (2ч)
7. Арифметика и весы (4ч.)
Лекция: Текстовые задачи на сравнение и расчет основных показателей (2ч)
Практика: задачи (2ч)
8. Переливания (4ч)
Лекция: Текстовые задачи на переливания (2ч)
Практика: задачи (2ч)
9. Итоговый контроль(2ч)
Методическое обеспечение: дидактический и лекционный материал, олимпиадные
задания.

Планируемые результаты
В результате освоения данной программы обучающиеся должны знать:
 основные приемы решения олимпиадных задач по математике;
 основные понятия и термины
В результате освоения данной программы обучающиеся должны уметь:
 объяснять на основе математического аппарата основное содержание конкретной
задачи или ситуации;
 извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные;
 отбирать информацию, выделять в ней главное и второстепенное.
Текущий контроль основан на главной особенности данной программы –
формировании мотивации у обучающихся к саморазвитию, воспитании самостоятельного
выбора инструментария практических решений, аналитически проверенных средствами
математики. Оценивание осуществляется с помощью активных методов самоконтроля:
дискуссии, творческое взаимодействие, основанное на сотрудничестве педагога и
обучающегося.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их
самостоятельно;
в диалоге с педагогом совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УДД:
анализировать;
сравнивать;
классифицировать;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно –
следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его; понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты
(гипотезы, аксиомы, теории); уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и
договариваться с людьми иных позиций.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Условия реализации программы
При составлении программы учтены возрастные и психофизиологические
особенности обучающихся этого возраста: работоспособность, специфический характер
наглядно-образного мышления, ведущий вид деятельности.
В основе расположения учебного материала в программе положен дидактический
принцип доступности: от легкого материала к сложному, от известного к неизвестному.
Программа позволяет вносить изменения, корректировку, исходя из возможностей
(потребностей) обучающихся, педагога и родителей (законных представителей).
Материально-техническое обеспечение
 материальная база (кабинет, школьная доска- 1 шт.);
 ноутбук или мультимедийная система;
 подключение к информационной сети «Интернет».
Информационное обеспечение
 методическое обеспечение (наличие программы, наглядных пособий, методических
разработок, рекомендаций).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Список основной литературы:
1. Материалы кружков малого мехмата, ЦДООШ.
2. Как решают нестандартные задачи. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К.
3. Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В Ленинградские математические кружки. Киров,
Из-во:АСА, 1994.-272с.
4.И.Ф.Шарыгин , А.В.Шевкин Задачи на смекалку.М..Просвещение2018-95с
2.Список дополнительной литературы:
1. Материалы всероссийских олимпиад, турнира городов, математического праздника,
уральского турнира, олимпиад «2x2», «Кенгуру», различных математических соревнований
и конкурсов.
2. Материалы кировской ЛМШ, выездных школ «2x2».
3. Математический аквариум. Уфнаровский В.А.
4. Серия «Школьные математические кружки»
3. Интернет ресурсы:
1. http://problems.ru
2. http://mmmf.msu.ru
3. http://www.mccme.ru
4. http://olimpiada.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».