РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Музыкальная палитра»
для обучающихся 5 класса
Сухой Лог 2025
1
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шумовой оркестр» имеет
общекультурную направленность и разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.12.2010 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях».
3. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г №1897 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
5. Основная образовательная программа основного общего образования
МАОУ СОШ №2 на 2019-2023 годы (утверждена приказом директора МАОУ
СОШ №2 от 16.07.2019 г. №148-од).
Музыкальная палитра – популярное направление внеурочной
деятельности, которое объединяет в себе различные виды искусства, создаёт в
школе особую художественно-эстетическую атмосферу. Внутренняя природа
театрального действия глубоко родственна принципам системнодеятельностного подхода. Она реализуется через эмоционально насыщенные,
личностно значимые формы активного проживания художественных образов,
идей и смыслов. В связи с этим данный вид творческого развития
обучающихся является одним из наиболее эффективных способов и форм
самопознания, самораскрытия, самореализации личности.
Современная система эстетического воспитания является наследницей
богатых традиций отечественной культуры.
Дружба, взаимопомощь, чувство коллективизма, самоотдача,
настроенность на другого человека, уверенность в себе – эти и другие
исключительно важные качества личности, ценностные установки
формируются органично и естественно в процессе занятий.
Деятельность курса «Музыкальная палитра» в общеобразовательной
школе
становится
центром
притяжения
для
всех
участников
образовательного процесса.
Поддержку и пропаганду данного вида эстетического воспитания
школьников осуществляет Союз театральных деятелей Российской Федерации
(Всероссийское театральное общество), активную просветительскую и
шефскую помощь оказывают ТЮЗы крупных городов. Конкурсы и фестивали
детских музыкальных театров проводят культурные центры и общественные
ассоциации, благотворительные фонды.
2
Цели и задачи
Цели и задачи программы внеурочной деятельности «Музыкальная
палитра» определяются в рамках обобщённых целей и задач Федерального
государственного образовательного стандарта.
Главная цель:
Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной
культуры через коллективное творчество.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной
области «Искусство»:
1) становление мировоззрения, системы ценностей обучающихся в
единстве эмоциональной и рациональной сферы;
2) осознание значения искусства как специфического способа познания
мира, художественного отражения многообразия жизни, универсального
языка общения;
3) реализация эстетических потребностей обучающихся, развитие
потребности в общении с произведениями искусства, внутренней мотивации к
творческой деятельности и самореализации.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач,
конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной деятельности
обучающихся наиболее важные направления, а именно:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт
собственного
проживания
сценических
образов,
развитие
и
совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в
искусстве и в жизни;
развитие эмоционального интеллекта; общих и специальных способностей
обучающихся, в том числе таких, как ассоциативное и образное мышление,
воображение, память, внимание, наблюдательность, чувство ритма,
музыкальный слух и голос, координация и пластика движений, мимика, речь
и т.д.;
формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины
мира, приобретение разнообразного опыта восприятия произведений
искусства;
накопление знаний о театре, музыке, других видах искусства; владение
специальной терминологией;
воспитание уважения к культурному наследию России; практическое
освоение образного содержания произведений отечественной культуры;
расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыке и
театральной культуре других стран и народов;
формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему
творческому делу, ответственности за общий результат;
гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного
взгляда на окружающий мир;
создание в образовательном учреждении творческой культурной среды.
Вариативный принцип, лежащий в основе модульной структуры программы
3
по предмету «Музыка», позволяет развивать её тематическое содержание в
программе внеурочной деятельности «Музыкальная палитра».
Тематический модуль
Содержание
Виды деятельности обучающихся
Модуль: Музыкальная грамота
Весь мир звучит. Звуки Игра – подражание звукам и голосам природы с
музыкальные
и использованием
шумовых
музыкальных
шумовые.
инструментов,
вокальной,
двигательной
импровизации.
Артикуляционные
упражнения
с
использованием звукоподражательных элементов, шумовых
звуков. Игры на умение слушать окружающий мир.
Интонация.
Разучивание, исполнение речевых и вокальных упражнений,
Выразительные
и песен, вокальные и пластические импровизации на основе
изобразительные
данных интонаций, актёрские этюды, игры-перевоплощения.
интонации в музыке,
речи, пластике.
Ритм.
Ритмический
рисунок.
Ритмическая партитура.
Сочинение композиций с помощью звучащих жестов.
Сочинение танцевальной, пластической композиции на
основе предложенного ритмического рисунка. Ритмические
импровизации, двигательные каноны. Игры «Ритмическое
эхо», «Замри-отомри».
Размер. Музыкальные
размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Пластические
упражнения,
двигательные
импровизации на освоение равномерной пульсации,
сочетания сильных и слабых долей. Освоение
танцевальных движений размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Язык
искусства:
выразительные
средства музыки, речи,
движения
Вокальные, двигательные, речевые игры, этюды, упражнения
на освоение средств выразительности в различных
комбинациях (сказать, спеть, показать одно и то же медленно
или быстро, громко или тихо, связно или отрывисто, разным
тембром голоса и т.д.)
Музыкальная
форма
(двухчастная,
трёхчастная, куплетная,
рондо).
Контраст и повтор как
принципы развития.
Вокальные,
двигательные
импровизации,
разучивание танцевальных композиций в двухчастной,
трёхчастной форме, рондо. Декламация стихов, актёрские
этюды на повтор, контраст.
Групповая работа – сочинение композиций в определённой
форме с использованием звучащих жестов, танцевальных
движений, шумовых инструментов.
4
Вариации
принцип развития
как
Пластические, актёрские этюды под музыку на точность
повторения, варьированное повторение. Придумывание
различных вариантов обыгрывания
одного и того текста, ситуации, мелодии.
Модуль: Музыкальные жанры на театральной сцене
Песня, танец, марш.
Жанровые
сферы
песенность,
танцевальность,
маршевость.
Разучивание, исполнение песен и танцев из музыкальных
спектаклей. Построение и перестроение под музыку
маршевого
характера.
Пластические,
ритмические,
интонационные импровизации под музыку песенного,
танцевального,
маршевого
характера.
Стихи
и
художественная проза – чтение, анализ жанровых признаков.
Подбор и сопоставление литературных и музыкальных
фрагментов на жанровой основе.
Жанры в музыке и в
литературе.
Комплекс
выразительных средств,
отражённое в жанре
жизненное содержание.
Разучивание, анализ, исполнение произведений с ярко
выраженной жанровой основой (эпической, лирической,
драматической, комической).
Слушание, сравнение, критическая оценка различных
интерпретаций. Импровизация в жанре. Ассоциативные
связи музыка-литература.
Музыкальнотеатральные
жанры:
опера, балет, мюзикл
Совместное посещение театров, фестивалей, просмотр
телевизионных и интернет-трансляций.
Дискуссии, игры-викторины.
Импровизации, актёрские этюды на основе одного и того же
текста (сюжета, сценки) в стилистике различных
музыкально-театральных жанров.
Составление письменного отзыва, рецензии на спектакль.
Номерная
структура Разучивание, анализ, исполнение вокальных и танцевальных
музыкального спектакля номеров для театральных постановок (сольные номера,
дуэты и трио, хоры и массовые танцы). Слушание, анализ
инструментальных фрагментов музыкального спектакля.
Творческие задания – подбор музыкального сопровождения
для заданного театрального образа, актерского этюда,
двигательной импровизации.
Модуль: Музыка в жизни человека
5
Хор – музыкальное
единство людей. Особое
переживание – слияние
голосов в пении.
Освоение базовых навыков хорового пения: певческая
установка, певческое дыхание, формирование округлого
звука. Пение по руке дирижёра: дыхание, начало, окончание
пения. Упражнения на дыхание, артикуляцию. Выстраивание
хорового унисона, поиск красивого тембра звучания хора.
Разучивание, исполнение песен с сопровождением и a
cappella.
6
Танцы,
веселье.
игры
и Подвижные игры под музыку. Пластические импровизации в
характере
музыкального
звучания.
Разучивание,
исполнение простых движений и
танцев, композиций.
Музыка в цирке, на Актёрские,
пластические
этюды
под
музыку
уличном
шествии,
соответствующего характера. Обыгрывание ситуаций парада,
спортивном празднике.
карнавального шествия, спортивного праздника. Групповые
творческие импровизации «Цирковая труппа».
Военная
тема
в Создание,
исполнение
музыкально-литературных
музыкальнокомпозиций военно-патриотической
направленности,
театральном искусстве.
инсценировка военных песен. Просмотр
и
обсуждение
спектаклей военной
тематики.
Модули «Музыка моего края», «Музыка народов России»
Сказки,
легенды,
театр.
мифы
и Постановка на сцене спектаклей по мотивам русских
народный народных сказок, преданий своего края, мифов и легенд
народов России. Разыгрывание представлений в стилистике
различных видов народного театра (балаган, раёк, вертеп и
т.п.).
Фестиваль
культуры.
народной Представление
на
сцене
песен,
танцев,
реконструкций
фольклорных
обрядов
народов
Российской Федерации
История родного края.
Постановка отдельных концертных номеров, спектаклей и
фрагментов, посвящённых выдающимся людям родного
края, значимым
историческим событиям своей малой родины.
Театрализованная игра Постановка
музыкальных,
танцевальных
номеров,
«КВН»,посвящённа дню придумывание пародий, шутливых сценок, реприз.
родного города, края, Домашние
заготовки
и
непосредственная
республики
импровизация на сцене.
Творческая проектная деятельность команд, членов жюри из
числа обучающихся.
Модуль «Музыка народов мира»
Сказки народов мира.
Постановка на сцене спектаклей по мотивам народных
сказок, преданий, мифов и легенд народов мира.
Международный
фестиваль
Представление
на
сцене
песен,
танцев,
реконструкций фольклорных обрядов народов мира.
По
странам
континентам.
и Постановка отдельных концертных номеров, фрагментов,
спектаклей,
выдержанных
в
эстетике
зарубежных
национальных традиций (например, античная драма,
итальянская комедия dell’arte, различные
направления
японского,китайского театра),
Модуль «Духовная музыка»
7
Религиозные сюжеты и Постановка фрагментов, спектаклей по мотивам библейских
образы на театральной сюжетов, а также светские сюжеты (на философские темы
сцене.
смысла жизни, предназначения человека) с использованием
духовной музыки русских и зарубежных композиторов.
Модуль «Классическая музыка»
Классика
театра
музыкального Постановка спектаклей, отдельных фрагментов из опер,
балетов, музыкальных спектаклей (в т.ч. адаптированных для
детей) русских и зарубежных композиторов-классиков (П.И.
Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, С. С.
Прокофьев, Э. Григ, И. Штраус и др.)
Вечная классика
Постановка
современных
пьес,
инсценировок
литературных произведений различных авторов и
жанров в сопровождении классической музыки
Гений и судьба
Постановка спектаклей биографического характера о жизни и
судьбе выдающихся композиторов, исполнителей, их
творчестве, ближайшем окружении и т.д..
Модули «Современная музыкальная культура»,
«Музыка театра и кино»,
«Связь музыки с другими видами искусства»
Мюзикл
Постановка спектаклей, отдельных фрагментов из мюзиклов,
музыкальных спектаклей, эстрадных шоу отечественных и
зарубежных
композиторов
XX-XXI
веков
(М.И.
Дунаевского, Г.Г. Гладкова, Э.Л. Уэббера, Р. Роджерса и
др.)
С экрана – на сцену
Сценические интерпретации, постановки по мотивам
любимых
художественных
и
мультипликационных
музыкальных фильмов
Художник
театра
и искусство Проведение анализа идеи, сюжета и действий спектакля;
создание проекта оформления, выполнение рисунков или
коллажей костюмов, грима для действующих лиц; создание
эскизов кукол
— персонажей кукольного спектакля и эскизов основных
мест действия (фон); выполнение проектов афиши,
программки, пригласительного билета (эскиз, компьютерная
графика).
Приведённые выше модули и тематические блоки являются
примерными и способствуют реализации вариативного подхода. Они могут
8
осваиваться выборочно в том порядке и объёме, который будет
соответствовать используемой организационной модели, условиям
конкретного образовательного учреждения. Педагог вправе видоизменять,
дополнять, корректировать их содержание с учётом потребностей и
творческих запросов обучающихся, специфики и текущих задач учебновоспитательного процесса.
В едином комплексе с содержательными тематическими разделами,
обучающиеся осваивают широкий спектр практических навыков. Ниже
представлено расширенное содержание практических модулей, из которых
педагог может отобрать наиболее подходящие блоки с учётом реальных
возможностей обучающихся, наличных временных и материальнотехнических ресурсов конкретной образовательной организации.
Модуль «Сценическое действие и речь»
Фольклорные игры Участие в традиционных играх. Проявление личных
качеств,
индивидуальных
способностей
(темперамент, характер, уровень самоконтроля и
др.),
приобретение опыта непринуждённого
общения, преодоление стеснительности, снятие
зажимов, раскрепощение.
Музыка звучащей Игры и упражнения, направленные на привлечение
внимания к качеству звучащей речи. Слушание,
речи
пластическое интонирование, опыт произнесения
небольших фраз, четверостиший в разных
характерах (певуче, отрывисто, монотонно, резко,
напряжённо, с удовольствием и т.д.).
Артикуляционная
гимнастика,
выполнение
Дикция –
вежливость актёра упражнений на дыхание, дикцию, подачу звука,
всестороннее развитие голосового аппарата.
Тренировка сложных звукосочетаний, скороговорки.
Подбор,
сочинение
и
отработка
текстов,
направленных на выправление индивидуальных
недостатков речи.
Решение практических задач, упражнений на
Наблюдение
(Наблюдение –
внимание, наблюдательность. Навыки осознанного
основа
наблюдения за окружающим миром, животными,
перевоплощения)
людьми. Импровизации – имитации поведения
животных и птиц, людей разного возраста,
профессии, характерных сказочных персонажей.
9
Обсуждение, анализ достоверности, правдивости
(похоже – не похоже, перевоплощается –
кривляется). Актёрские задания на точность и
вариативность повторения: «повтори», «дополни»,
«отличись».
Импровизации, упражнения на физические действия
Физические
с различными предметами (логичный набор: швабра,
действия
(логика поведения, тряпка, ведро; нелогичный набор: швабра, ножницы,
ведущая к заданной плюшевый медведь и т.д.)
цели)
«Если бы…, как Трансформация физических действий с учётом
будто…»
меняющихся условий (рисовать так, как будто болит
рука, ломается карандаш, ветер сдувает листок
бумаги и т.д.)
Обыгрывание обстоятельств места, времени, логики
Предлагаемые
поведения (откуда и зачем пришёл, куда
обстоятельства
направляюсь, чего хочу, что мешает). Импровизации
в предложенных обстоятельствах.
Игры, импровизации с различными словесными
Словесные
действиями (упрекать, приказывать, удивлять,
действия
объяснять, предупреждать, ободрять). Сочетания
одного действия с разными текстами и одного текста
с разными действиями.
Актёрский этюд.
Придумывание историй, показ «по правде». Поиск
Поведение, действия убедительного жеста, мимики, взгляда, интонации.
актёра – главное
Событие на сцене как актёрская задача, требующая
выразительное
определенной логики поведения.
средство театра.
Анализ, обсуждение того, «что» и «как» играет актёр.
Осознание самого себя «в двух лицах»: актёр – и
«материал», и «мастер» в одном лице.
Голос – инструмент Упражнения на развитие осознанного внимания к
темпу, громкости, тембру речи, интонации.
актёра
Упражнения, направленные на развитие ровности,
плавности, гибкости, выносливости голоса. Поиск
звукового посыла, полётности звучания. Тренировка
тихого звучания – театрального шёпота.
Освоение культуры сценической речи. Практические
Речевая орфоэпия
упражнения на основе правил произнесения гласных
и согласных, ударений, пауз и т.д.. Слушание,
сравнение и анализ с точки зрения орфоэпии разных
вариантов произнесения одного и того же слова,
10
фразы. Выработка установки на внимание к качеству
собственной устной речи и речи окружающих.
Смысловая «лепка» Чтение, слушание, сравнение, анализ: поиск
оптимального интонационного рисунка фразы.
фразы
Упражнения на основе фраз простых и сложных.
Тренировка комбинаций: основа и пояснения в
единой фразе, пояснения на басах, пояснения на
верхах, перечисление, сопоставление.
Управление темпо-ритмом действий (упражнения на
Темпо-ритм
освоение
10
ритмов
состояния
энергии).
Сознательное ускорение и замедление темпо-ритма.
Этюды на соответствие и несоответствие внешнего и
внутреннего темпо-ритма.
Выразительное
чтение
стихотворений.
Поэтическая речь
Самостоятельный поиск темпа, ритма, тембра,
интонации.
Образ героя.
Поиски внутренней и внешней характерности образа.
Школа переживания «Зерно» образа, его эмоциональная сущность,
и школа
особенности поведения, мимики, жеста. Характер,
представления
особенности поведения людей. Описание и показ
своего друга, сказочного героя, случайного
прохожего. Действия от лица другого человека.
Грим
Поиск лица героя. Изучение своего лица.
Элементы театрального грима (общий тон, румянец,
грим носа, глаз и бровей; впадины и выпуклости,
морщины; наклейки и накладки).
Костюм
Поведение в костюме. Влияние истории, среды,
условий, отражённых в костюме на поведение
персонажа.
Упражнения на органичное сосуществование на
Чувство партнёра
сцене вдвоём, втроём; развитие воображения,
скорости реакции, навыка совместной слаженной
работы. Отработка вариантов: одновременное
действие и действие друг с другом. Импровизации,
«досочинение своей роли» в логике, заданной другим
человеком.
Бытовые сценки и коммуникативные ситуации
(«гость и хозяин», «в магазине», «в музее», «в
автобусе» и т.д.)
Поиск и тренировка согласованности, контакта с
Сценическое
партнёром по сцене. Тактика взаимодействия в
общение
пространстве, речевой интонации, мимике и жестах.
11
Пристройка сверху, пристройка снизу. Умение
видеть, слышать, понимать, предугадывать действия
партнера.
Актёрские этюды, импровизации, развивающие
Техника общения
диалогические
навыки:
умение
сохранять,
перехватывать инициативу, вести наступление,
использовать рычаги настойчивости, держать
оборону (внутренняя позиция, сила - слабость,
дружественность - враждебность), и т.д..
Упражнения, этюды на выработку ощущения
Мизансцена
сценического пространства. Стоп-кадры (умение
построить мизансцену на различные темы).
Композиционный центр мизансцены. Импровизация
и точность выполнения установленных мизансцен.
Умение «видеть» партнера, не загораживать его.
Чтение басен по ролям, смена ролей. Инсценировки
Басня
басен по законам разных театральных жанров
(трагедия, комедия, фантастика, фарс и т.д.).
Работа над монологом: анализ текста, разбиение на
Монолог
куски (монолог как поиск решения проблемы,
стоящей перед персонажем, куски – варианты
решений, приходящие ему в голову, с пояснениями,
отступлениями).
Придумывание
ведущей
мизансцены и параметров каждого куска, изменения
бессловесных действий внутри куска, между
кусками.
Конфликт – основа Внутренняя сущность конфликта, сочетание текста и
сценического
действия.
Домысливание
предлагаемых
действия. Действие и обстоятельств. Рассказ о герое от его собственного
противодействие
лица, от лица его противника.
На выбор или факультативно
Разыгрывание вариантов конфликта, взятого из
окружающей жизни.
Сцена
Творческий групповой проект: придумать событие,
Сочинение
сцены действующих лиц, план развития события,
(небольшой пьесы).
мизансцены;
придумать
реплики
героев,
распределить роли, выбрать режиссера, поставить и
сыграть сцену.
Драматургия
Просмотр, обсуждение спектаклей с точки зрения
спектакля
драматургии (экспозиция, завязка, кульминация,
развязка). Интерпретация, осмысление авторского
замысла (что хотел сказать режиссёр). Умение делить
12
Память
Работа актера над
ролью
пьесы на куски, сцены и эпизоды, определять
основную мысль спектакля, логику развития
событий.
Упражнения для развития памяти, знание условий и
приёмов лучшего запоминания текстов, элементы
мнемотехники.
Переписка роли в ролевую тетрадь, разделение
свободного места на три колонки: «задачи»,
«подтекст» «замечания режиссёра». Выяснение всех
непонятных слов и их правильного произношения.
Совершенствование
актерских
выразительных
средств от показа к показу. Анализ работы своей и
товарищей. Закрепление удачных находок и
устранение ошибок. Связь со зрительным залом.
Модуль «Музыкальное движение»
Техника
безопасности
и
правила поведения
до, во время, и
после занятий
Подвижные
под музыку
игры
Зарядка для актёра
Развитие
общего
мышечного чувства,
отдельных
групп
мышц
Дружно в ряд!
Построения
и
перестроения
в
группах
Парные и групповые
позиции
Внимание к своему физическому состоянию, умение
вовремя заменить недомогание, обратиться за
помощью к педагогу. Знание о недопустимости
физических перегрузок. Понимание значения
разминки, разгрузки, соблюдения водного и
температурного режима.
Умение двигаться в соответствии с заданным
музыкой темпо-ритмом, характером, передавать в
движениях настроение, изменения динамики,
регистров, чувствовать членение на фразы,
окончание звучания.
Упражнения на расслабление и напряжение
различных групп мышц, перенесения центра
тяжести. «Твёрдые и мягкие» руки, ноги.
Раскачивание рук и корпуса, круговые и возвратные
махи руками, ногами. Выпады с пружинным
приседанием. Упражнения для кистей и суставов рук.
Упражнения для ступни (полупальцы, носок,
ахиллесово сухожилие), коленей (приседания,
поднимание согнутой в колене ноги), корпуса
(наклоны).
Вход в зал, приветствие – прощание (поклон).
Построение в колонну, в шеренгу, цепочкой, в круг.
Свободное рассредоточение по залу.
Построение в две шеренги, в две колонны, два, круга.
Перестроение в разных направлениях, сочетаниях.
Соединённые руки в парах, лодочка, крест-накрест.
13
«Воротца», «Плетень», «Корзиночка», «Звёздочка»,
«Карусель».
Практическое освоение понятий осанка, «ровная
Танцевальная
позиция (элементы спина», «вытянутая стопа», базовых позиций рук
(подготовительная, I, II, III) и ног (I – VI позиции) в
классической
хореографии)
ходе разминки, танцевальных упражнений.
Ходьба под музыку Марши в разных темпах, акцентированная ходьба,
топающий шаг, осторожный шаг, шаг на
полупальцах, плавный шаг, шаги с высоким
подниманием коленей.
Бег и прыжки под Лёгкий бег, стремительный, сильный бег,
музыку
пружинный бег с прыжками, бег на месте,
сценический бег, пружинные прыжки на месте, с
продвижением, галоп, танцевальный поскок с ноги
на ногу, кружение поскоками
Партерные упражнения, скрутки, перекаты, мостик,
Элементы
гимнастики
и колесо, шпагат, сценические падения, растяжка.
акробатики
Танцевальный образ, умение свободно двигаться под
Пластическая
музыку и завершать движение характерной позой,
импровизация
менять характер и настроение танцевальной
импровизации в соответствии с изменением
характера музыки. Мимика и жест в танце.
Поклон в русском танце, позиции рук (на талии,
Элементы
раскрыты, скрещены перед грудью), положения рук
народного танца
в парах (под руку, «воротца» и т.д.), хлопки в ладоши.
Хороводный шаг, топающий шаг, притопы, пересек,
дробный шаг. Шаг с каблука, «ковырялочка»,
полуприсядка. Повороты. Вращение на припадании
на месте. Хороводы цепочкой, змейкой, стенка на
стенку. Фигуры народных танцев («корзиночка»,
«круг», «улица», «карусель»).
Поклоны и исходные позиции. Основной шаг.
Элементы
историко-бытового Приёмы и фигуры движения вперёд, в сторону,
танца.
Танцы повороты. Балансе, вальсовая дорожка (променад).
Танцевальный шаг с носка с продвижением вперёд,
народов мира
назад. Дорожки в паре. Галоп, полька, полонез, вальс.
Основные шаги и базовые фигуры мазурки,
цыганочки, лезгинки, сиртаки.
Приставные шаги, волна в корпусе, «кач» на мягких
Элементы
эстрадного танца, коленях, «Kick Ball Change», повороты, выпады,
амплитуда движения рук. Стрейчинг, Isolationджаз-танца,
Популярные
упражнения, release, constractions, curve и др.. Тренаж
молодёжные стили на
активное
передвижение
ориентацию
в
14
и
современная
хореография
Постановочная
работа
для
актуальных
спектаклей
пространстве, сложную координацию движений на
разных уровнях (высокий, средний, партер).
Рисунок танца, комбинация. Правила исполнения
синхронов, переходов и рисунков. Сюжетные танцы.
Передача музыкального образа пластическими
выразительными средствами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности «Музыкальная
палитра» направлено на достижение трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное
разграничение различных видов результатов на практике выступает как
органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в
первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и
содержательное предметное воплощение. Тематика театральных постановок
способна отражать важнейшие направления воспитательной работы,
ориентирована на комплекс базовых национальных ценностей.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы «Музыкальная палитра»
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
1. Патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
проявление интереса к освоению традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; стремление развивать и сохранять культуру своей
страны, своего края.
2. Гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отражённых в лучших
произведениях мировой культуры, готовность поступать в своей жизни в
соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в
них; активное участие в музыкальной, социокультурной жизни
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в
том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей,
концертов, культурно-просветительских акций, праздничных мероприятий.
3. Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность
воспринимать театральное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических
особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости,
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
творческой деятельности, при подготовке спектаклей, концертов, участии в
15
фестивалях и конкурсах.
4. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам
искусства, стремление видеть прекрасное в окружающей действительности,
готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание
ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального и
театрального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению
в разных видах искусства.
5. Ценности научного познания: ориентация на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной,
культурной средой; овладение языком искусства, овладение основными
способами исследовательской деятельности на материале доступной
текстовой, аудио- и видео-информации о различных явлениях искусства,
использование специальной терминологии.
Предметные результаты
понимать специфику, иметь представление о комплексе выразительных
средств театрального искусства;
знать приёмы и способы развития памяти, действий в конфликтных
ситуациях, снятия писхологических зажимов, уметь их применять на сцене и
в жизни;
уметь организовать собственную работу над ролью, помогать педагогу в
организации репетиций с младшими обучающимися;
представлять на концертах, праздниках, фестивалях и конкурсах результаты
коллективной музыкально-исполнительской, творческой деятельности,
принимать участие в культурно-просветительской и общественной жизни.
Техника безопасности на занятиях детского объединения
1. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить
из кабинета.
2. Не загромождать проходы сумками и портфелями.
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя.
5. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
6. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.
Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.
16
17