Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 5 классов

МО Сухой Лог 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказом
Министерства образования и науки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября
2015 г. № 08-1786» «О рабочих программах учебных предметов»;
-Примерной программы основного общего образования по математике;
-Авторской программы курса «Финансовая грамотность» (Финансовая
грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В.
Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.— М.: ВАКО, 2018);
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации,
- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации»,
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 5 класса, рассчитана на 17 часов (1 час в
неделю, 17 учебных недель в первом или во втором полугодии) и реализуется за счёт
компонента образовательного учреждения в соответствие с планом работы школы на 2023
– 2024 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–8 классов в сфере экономики семьи. Курс 5 класса рассчитан на 17 часов.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
1.
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе,
2.
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Контрольные работы

Всего

Практические работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Деньги

5

0

5

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

2

Доходы семьи

4

0

4

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

3

Расходы семьи

4

0

4

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

4

Семейный бюджет

4

1

3

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

17

1

16

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

Общее количество часов

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

План

1

Введение в финансовую грамотность

1

0

1

2

Деньги: а что это такое?

1

0

1

8.09.25-12.09.25

3

Удивительные факты и истории о деньгах

1

0

1

15.09.25 – 19.09.25

4

Фальшивые деньги: история и современность.
Статься 186 УК.

1

0

1

22.09.25 - 26.09.25

5

Какие бывают деньги и какая у них функция?

1

0

1

29.09.25 – 3.10.25

6

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

1

0

1

6.10.25 – 10.10.25

7

Заработная плата. Собственность. Социальные
выплаты.

1

0

1

13.10.25 – 17.10.25

8

Как вести учет доходов семьи?

1

0

1

13.10.25 – 17.10.25

1.09.25 – 5.09.25

9

Куда уходят деньги?

1

0

1

20.10.25 – 24.10.25

10

Основные статьи расходов в семье.

1

0

1

5.11.25 – 7.11.25

11

Предметы первой необходимости. Товары текущего
потребления и длительного пользования.

1

0

1

10.11.25 – 14.11.25

12

Что могут деньги?

1

0

1

17.11.25 – 21.11.25

13

Что такое семейный бюджет и зачем он нужен?

1

0

1

24.11.25 – 28.11.25

14

Кредиты, долги, сбережения семейные и личные,
вклады, депозиты и пластиковые карты.

1

0

1

1.12.25 – 5.12.25

15

Викторина «Семейный бюджет»

1

0

1

8.12.25 – 12.12.25

16

Игра «Составляем бюджет»

1

0

1

15.12.25 – 19.12.25

17

Занятие обобщение по курсу «Финансовая
грамотность»

1

1

0

22.12.25-26.12.25

Факт

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3.
Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5.
Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6.
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7.
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
8.
http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9.
http://www.banki.ru/products/deposits/
10.
http://www.sravni.ru/vklady/
11.
http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
12.
http://www.ndscalc.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».