МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
Принята на заседании
Педагогического совета
от«_9/_» АРригрне. 2023г.
`Протокол №
#2
Образовательная программа
дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №5
Срок реализации: 5 лет (2023-2028 г.г.)
ГО Сухой Лог
СОДЕРЖАНИЕ
Т. Целевой раздел
Стр.
1.1
| Пояснительная записка
3
1.2
| Цели и задачи
4
13
|
4
°_”
дополнительного образования
Планируемые результаты освоения программы
дополнительного
5
образования
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
| обучающимися программы
6
дополнительного образования
П. Содержательный раздел
21
Содержание дополнительного образования
22
|
Рабочие
программы
объединений)
дополнительного
12
образования
(программы
14
Ш. Организационный раздел
3.1
| Учебный план дополнительного образования
15
3.2
| Календарный график дополнительного образования
18
3.3
| Календарный план воспитательной работы
19
3.4
| Система условий реализации программы дополнительного образования
20
3.4.1 | Кадровый потенциал
22
3.4.2 | Ожидаемые результаты программы дополнительного образования
22
3.4.3
23
3.4.4
Контроль за состоянием системы условий
Механизмы
достижения
целевых
ориентиров
Заключение
в системе
..
условии
25
28
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Согласно
Федеральному
закону Российской
Федерации
от 29 декабря
2012.
М 273-ФЗ п. 9 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование - это
отдельный вид образования.
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее
удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном
совершенствовании
и
не
сопровождается повышением уровня образования
Реализация дополнительного образования обучающихся МАОУ СОШ №5 (далее Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется на основе следующих
нормативно-правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2019 года № 273 — ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. №629 “Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам”
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2019 г. № 1726 - р.);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации
от
28
сентября
2020г.
№28
(зарегистрировано
Министерством
юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный М 61573), действующие до 1
января 2027 года.
- Профессиональный
стандарт
"Педагог дополнительного
образования
детей и
взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации
от
22
сентября
2021г.
М№652н
(зарегистрирован
Министерством
юстиции
Российской Федерации 17 декабря 2021 г., регистрационный М 66403), действующим до 1
сентября 2028 года.
- Распоряжение Правительства РФ от 24 апреля 2019 г. № 729 - р. «План мероприятий на
2022 — 2027 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
№
- Устав МАОУ СОШ №5.
Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона
273 — ФЗ направлено на формирование и развитие творческих способностей детей,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
духовно-
нравственном,
физическом
совершенствовании,
формирование
культуры
здорового
и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного
времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе,
профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших
выдающиеся способности. Программы дополнительного образования составлены с учетом
возрастных и индивидуальных способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для оптимального развития
личности и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей детей и их
родителей, что особенно важно, поскольку не все дети обладают способностями к
академическому учению.
Дополнительное
образование
в образовательной
организации
создано
в целях
реализации
процесса
становления
личности,
разностороннего
развития
личности
в
разнообразных
развивающихся
средах.
Дополнительное
образование
детей
является
равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования, удовлетворяющим
потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам направлена на:
- обеспечение
духовно-нравственного,
гражданско-патриотического
воспитания
обучающихся;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а
также на организацию свободного времени обучающихся;
- адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- выявление,
развитие
и поддержку
обучающихся,
проявивших
выдающиеся
способности;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не
противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами
федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных
требований.
Основные
1.2. Цели и задачи дополнительного образования
цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Образовательной
организации соответствуют Концепции развития дополнительного образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие творческих
способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и
безопасного образа жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ,
имеющих
техническую,
естественнонаучную,
физкультурно-спортивную,
художественную, туристско-краеведческую и социально-педагогическую направленности, и
внедрения современных методик обучения и воспитания детей, развития их умений и
навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются:
- изучать интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании детей;
- обеспечить гарантии прав ребенка на получение дополнительного образования по
общеразвивающим программам;
-
обеспечить
необходимыми
условиями
для
личностного,
духовно-нравственного,
трудового развития и воспитания обучающихся;
- формировать условия для создания единого образовательного пространства;
- формировать развить творческие способности обучающихся;
- формировать общую культуру личности обучающихся, их социализацию и адаптацию к
жизни в обществе;
- формировать культуру здорового образа жизни, укреплять здоровье обучающихся;
- создать максимальные условия для освоения обучающимися духовных и культурных
ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего народа.
Концептуальная основа дополнительного образования образовательной
организации
Актуальность
и педагогическая
целесообразность
организации
дополнительного
образования в образовательной организации заключается в том, что оно, дополняя
возможности и потенциалы общего образования, помогает обеспечивать непрерывность
образования, развивать и осуществлять в полной мере технологии и идеи личностноориентированного образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на следующих
принципах:
- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем
воспитание.
Все
дети
талантливы,
только
талант
у
каждого
свой,
и
его
надо
найти.
Не
бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то,
чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в различные виды
деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных институтов,
учреждений
культуры
направлена
также
на
обеспечение
каждому
благоприятных
условий
для
духовного,
интеллектуального
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей;
и
ребенку
максимально
физического
развития,
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание проекта, исполнение
песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) — творчество обучающегося (или коллектива
обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности: свобода выбора
объединений по интересам - не неформальное общение, отсутствие жесткой регламентации
делают дополнительное образование привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация
образования
с
учетом
реальных
возможностей
каждого
обучающегося:
существующая
система
дополнительного
образования
обеспечивает
сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов. Особенно в разновозрастных
объединениях ребята могут проявить
свою инициативу,
самостоятельность,
качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная — обучение ребенка
программам,
получение
им
новых
по
дополнительным
лидерские
общеобразовательным
знаний;
- воспитательная — обогащение культурного слоя образовательной организации,
формирование
в гимназии
культурной
среды,
определение
на этой основе четких
нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;
- информационная — передача педагогом ребенку максимального объема информации (из
которой последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);
- коммуникативная
— это расширение
возможностей,
круга делового
и дружеского
общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;
- рекреационная-
организация
содержательного
досуга
как
сферы
восстановления
психофизических сил ребенка;
- интеграционная — создание единого образовательного пространства школы;
- компенсаторная — освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих
и дополняющих
основное
ребенка
освоения
фон
(базовое)
образование
содержания
общего
и создающих
образования,
эмоционально
значимый
предоставление
для
ребенку
определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация — освоение ребенком эмоционального опыта, приобретение им навыков
воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;
- самореализация — самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах
жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного
образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики:
признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нем личность, достойную уважения.
Одним
из
1.3. Планируемые результаты освоения программы
ключевых
элементов
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ее освоения обучающимися,
которые представляют собой систему ведущих целевых установок освоения всех элементов,
составляющих — содержательно-деятельностную
основу — программы,
письменную
5
формулировку
предполагаемых
достижений
продемонстрировать.
При
проектировании
и
необходимо
ориентироваться
на
обучающегося,
которые
он
сможет
реализации
дополнительных
программ
метапредметные
и личностные
результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися способы деятельности,
применяемые ими как в рамках образовательного процесса, так и при решении жизненных
ситуаций; могут быть представлены в виде совокупности способов универсальных учебных
действий и коммуникативных навыков, которые обеспечивают
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные
результаты
саморазвитию и личностному
компонентами:
выключают
готовность
самоопределению, могут
мотивационно-ценностными
(потребность
способность
обучающихся
к
и способность
обучающихся
к
быть представлены следующими
в
самореализации,
саморазвитии,
самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными
(знания, рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний, самооценка,
эмоциональное
отношение
к достижению,
волевые
усилия).
Реализация дополнительной общеразвивающей
достичь следующих результатов:
1. Нормативно-правовое обеспечение:
—
сохранить
государственные
гарантии
программы
доступности
МАОУ
СОШ
дополнительного
№5
позволит
образования
детей;
— совершенствовать
нормативную
правовую
базу,
способствующую
развитию
дополнительного образования.
2. Ресурсное обеспечение:
—
создать
единое
информационно-образовательное
пространство
основного
и
дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного образования детей;
- создать условия для поддержки профессионального развития педагогических кадров;
- создать
условия,
стимулирующие
развитие
разных
видов
направленности
дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с социальным заказом;
-
содействовать
развитию
инновационного
движения
в
дополнительном
образовании
детей;
- внедрять интегрированные программы дополнительного образования, направленные на
социально-педагогическую поддержку детей.
1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования
Оценка
образовательных
результатов,
обучающихся
по — дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты оценки достижений
детей и подростков способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в
дополнительном образовании, а также возможности диагностировать мотивацию достижений
личности.
Согласно Федеральному закону № 273 — ФЗ итоговая аттестация по дополнительным
общеразвивающим
программам
не предусматривает проведение
итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация может проводиться в формах, определенных учебным планом
(выставки, фестиваль достижений, концерт и т.д.)
Таблица 1
Показатели и критерии
результативности освоения основной образовательной
программы
Показатели
Уровни проявления
(индикаторы)
результативности
Личностные результаты
Опыт успешной
Качественно и
0 — не принимал
самореализации в
ответственно
участия в организации
различных видах
выполняет поручения; | и реализации
социально
и
- активно участвует в | деятельности;
личностно
значимой | подготовке социальнои | |
— имеет опыт
деятельности
личностно значимой
участия в социально и
(познавательной,
деятельности;
личностно
значимой
творческой, игровой и | - проявляет
деятельности,
др.)
самостоятельность
и | организованной
инициативу В
другими, имеет общее
осуществлении
представление
о
ее
Критерии
результативности
социально иличностно
значимой
деятельности;
может
успешно
реализовать
и
анализировать
результаты
деятельности.
Опыт
различных
позиций
в | активности.
коллективной
деятельности
Опыт принятия
позитивных
самостоятельных
решений
социальной
в ситуациях
нравственного выбора
|
|
|
|
|
Анкетирование,
наблюдение
входе
реализации
деятельности,
рефлексия.
Фиксация результатов
-— педагогический
дневник,
протоколы
педагогических
совещания.
анализе, организации;
2 — при поддержке
взрослого
ИЛИ
сверстников
успешно
организовал и
реализовал социально
и личностно значимое
дело;
3 — самостоятельно
успешно организовал
и осуществил
деятельность.
реализации | - динамика позитивной | организатор;
социальных
Способы
оценки и
фиксации результата
активный
участник;
пассивный участник;
наблюдатель;
дезорганизатор;
Наблюдение за
проявлением
социальной позиции
в
процессе
деятельности.
Фиксация результатов
в педагогическом
дневнике, психологопедагогической карте
наблюдения.
- проявляет
При анализе ситуаций | Наблюдение в
позитивное отношение | нравственного выбора: | процессе
к общечеловеческим
0 — не понимает
деятельности,
Значение и не
индивидуальные
и
нравственным
Ориентируется в
коллективные беседы,
ценностям,
процессе
анализ
продуктов
осуществляет
интеллектуальновзаимодействия с
самостоятельный
творческой
Другими на
выбор
стратегии
деятельности.
нравственно-этические
нравственного
ценности;
поведения,
при
1
—
имеет
общее
анализе
понимаетпоследствия
неэтичного
представление о
нравственно-
поведения,
взаимодействует
окружающими
основе
с
на
этических
но
не
ценностях,
применяет
в
процессе
взаимодействия с
нравственных
ценностей.
другими;
2 - нравственноэтические ценности
принимает, осознает
их
значение
и
ориентируется на них
в ситуации
нравственного выборас
помощью взрослых
или
сверстников;
3 - принимает
позитивные
самостоятельные
решения
в
ситуациях
нравственного выбора,
понимает
причинно-
следственные
между
— связи
неэтичным
поведением
и
его
последствиями.
Опыт
наблюдения | имеет представление о
позитивных
образцов | позитивных образцах
самореализации
самореализации, их
личности в социально | последствиях
и личностно
деятельности
|0 - не имеет
| позитивной
| Анкетирование,
наблюдение
входе
самореализации,
не | реализации
и | может сформулировать | деятельности,
значимой | значении для личности | примеры
и общества.
опыта
позитивной | рефлексия.
самореализации
Фиксация результатов
других;
— педагогический
1
_
наблюдал | дневник,
позитивные
образцы | педагогические
самореализации
совещания.
личности в социально
и личностно значимой
деятельности;
2
—
при
поддержке
взрослых
и
сверстников принимал
участие
в
деятельности, которая
позволяла
позитивно
самореализоваться;
3
-
проявляет
инициативу и
самостоятельно
организовывает
деятельность, которая
позволяет
позитивно
самореализовываться.
Эмоциональночувственный
проявляет
иИ
0 — не проявляет в
Наблюдение в
процессе
эмоционально-
поступках
чувственное
деятельности
эмпатии,
сопереживания,
отношение к
окружающим и
сопереживание,
сочувствие,
-педагогический
дневник, карты
сочувствия
деятельности,
эмоциональные
психолого-
способность к
сопереживанию,
реакции неадекватны
1
—
проявляет в
педагогического
наблюдения.
опыт
опыт
личностное
воплощения
В
Поступках и
деятельности.
СКЛОННОСТЬ
К
поступках
И
эмпатию,
деятельности.
Фиксация
результатов
И
позитивному
деятельности
эмпатию,
эмоциональному фону,|
сопереживание,
адекватность
сочувствие,
эмоциональной
реакции
эмоциональные
реакции адекватны
социокультурным
социокультурным
нормам, осознанность | нормам.
эмоционального
реагирования.
Опыт проектирования
собственной учебной и
познавательной
деятельности,
целеполагания,
планирования,
прогнозирования,
самоорганизации и
последующего анализа
Метапредметные результаты
Знает возможные
0 — не умеет находить
источники
информацию,
информации, способы
обрабатывать
её
и
получения
представлять другим;
информации и ее
1
— имеет общее
представления и
представление
об
обмена;
источниках
- активно участвует в
проектировании
сбора информации,
обработке
достигнутых
индивидуальной
результатов,
оценивания
правильности
образовательной
траектории;
способен
самостоятельно
планировать
деятельность, ставить
адекватные цели и
анализировать
эффективность
учебной и
познавательной
деятельности.
- умеет ставить цели,
их формулировать,
знает алгоритм
достижения цели
представлении другим;
2
_
может
выполнения
учебных
познавательных
и других
мыслительных
операций.
задач
И
- может
организовывать
жизнедеятельность
свою
деятельности
под
руководством
Фиксация результатов
-педагогический
дневник, карты
и путях
обрабатывать
информацию,
представлять,
использовать в ходе
Наблюдение в
процессе
проектноисследовательской
деятельности.
и
психологопедагогического
наблюдения.
Наблюдение
В
процессе достижения
целей, индивидуальная
и групповая беседы,
опросные методы.
Наблюдение в
специально
взрослых или
организованной
сверстников;
3 — может
самостоятельно
добывать,
обрабатывать,
представлять и
эффективно
использовать в
процессе деятельности
информацию.
деятельности.
согласно
алгоритму
достижения цели
0 — не умеет ставить
цели,
никогда
этого
не
делал;
1 — пробовал ставить
цели,
но
испытывал
сложности в процессе
ее достижения;
2 - при поддержке
педагога формулирует
цели, алгоритм их
достижения; успешно
их достигает;
3 - самостоятельно
ставит цели, понимает
алгоритм
достижения
их
и успешно
ее достигает в
процессе деятельности
Опыт
- может адекватно
0 — не умеет
Опросные методы,
самостоятельного
оценивать
анализировать, давать | наблюдение в
выбора
пути | правильность
объективную оценку
процессе проведения
достижения
целей и | выполненных учебных | учебным
и | рефлексии по итогам
наиболее
и
познавательных | познавательным
деятельности,
эффективных
задач,
достижения | задачам,
своим | индивидуальнаяи
способов
решения | поставленной цели
учебных
и
познавательных задач,
опыт
применения
полученных
в
ходе
учебного
процесса
знаний,
умений
и
действиям;
1 — имеет
опыт
участия
В
коллективной
аналитической
деятельности,
имеет
общие
представления
навыков
о процессе
в
социально
личной
и
значимой
деятельности
2-
процессе | действиям, способам
действияв процессе
результата,
выбора | достижения
способов действий в | результата;
и
результатах анализа;
успешно
применяет алгоритмы,
формыи
приемы
анализа,
предложенные
взрослым;
3 —
проявляет
инициативу,
успешно
самостоятельно
анализирует
деятельность
Опыт анализа, оценки | - дает объективную
0
_— не умеет
и
контроля
своих | оценку
своим | анализировать свои
действий
в
достижения
коллективная беседы.
Наблюдение
процессе
действия и поступки;
деятельности,
1
—
имеет
опыт | подведения
аналитической
дня,
деятельности и общие | дел,
в
итогов
воспитательных
коллективных
10
рамках предложенных
| - выделяет позитивные | представления
условий и требований, | и негативные аспекты | анализе, но не
выбора способов
своих действий, делает | анализирует
корректировки своих
логичные
действий в
анализирует свои
2
действия
взрослого
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
выводы,
об | бесед.
Фиксация
свои | результатов
действия и поступки;
и их
последствия;
- корректирует свои
действия в
соответствии с
изменениями
ситуации.
-при
-
педагогический
поддержке | дневник, карты
или
сверстников
применяет алгоритмы,
приемы и формы
анализа;
3 - самостоятельно
проводит анализ,
Предлагает свои
психолого-
педагогического
| наблюдения
алгоритмы, приемы и
Опыт общения и
ролевого
взаимодействия с
педагогами и
сверстниками,
индивидуальной
работы и работы в
сотрудничестве с
группой,
разрешения
конфликтов,
аргументированного
отстаивания
своего
мнения,
выражения
своих чувств, мыслей
и потребностей
- может
взаимодействовать
на
основе
сотрудничества;
-в
процессе
взаимодействия
отстаивает свою точку
зрения,
находит
компромиссные
решения в
конфликтных
ситуациях;
- общение со
сверстниками и
взрослыми строит с
учетом
социальных
личностные
особенности.
их
качества
взаимодействия;
1 — имеет опыт
результатов педагогический
позитивного
сотрудничества,
решения конфликтных
ситуаций, но процесс
дневник, карты
психологопедагогического
наблюдения
взаимодействия
ролей, в которых
раскрываются
формы анализа.
О соперничает со | Опросные методы,
сверстниками и
наблюдение в
взрослыми,
процессе
конфликтует, не
взаимодействия со
Сверстниками и
меняет
ролевые
взрослыми. Фиксация
модели
в
процессе
и
основан на
конкуренции, ролевое
поведение
несистемное;
2 — избегает
конфликтов,
приспосабливается к
ситуации, при
поддержке взрослого
или сверстников
сотрудничает,
высказывает свою
точку зрения,
ориентируется во
Взаимодействии на
социальные роли;
3 — в процессе
взаимодействия
сотрудничает,
аргументирует свою
точку зрения,
использует ролевое
взаимодействие.
11
2.
— СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание дополнительного образования
Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется через техническую,
естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую
и социально-педагогическую направленности.
Целью
технической
направленности
дополнительного
образования
является
развитие
интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию,
учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических
умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной
эстетическое
развитие
направленности является:
личности
ребенка
в системе
нравственное
дополнительного
и
художественно-
образования.
В ходе
достижения этой цели задачами объединений являются:
- развивать способности эстетического восприятия прекрасного, вызов чувства радости и
удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей;
-
развивать
эстетическое
восприятия
произведений
музыкальной
культуры,
произведений искусства, природы;
- способствовать социальной адаптации обучающихся посредством приобретения
профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе;
- формировать художественно-эстетические знания, умения и навыков.
Целью физкультурно-спортивной
направленности дополнительного
является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся,
образования
формирование
потребности здорового образа жизни. Работа с обучающимися предполагает решение
следующих задач:
- создание условий для развития физической активности с соблюдением гигиенических
норм и правил;
- формирование
ответственного
отношения
к ведению
честной
игры,
к
победе
и
проигрышу;
- организация
межличностного
взаимодействия
Программы естественнонаучной
на
принципах
— направленности
в
успеха.
системе
дополнительного
образования ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности,
любознательности, на дополнение и углубление школьных программ по математике, физике,
биологии,
экологии,
химии,
способствуют
формированию
интереса
к
научноисследовательской деятельности обучающихся.
Естественнонаучная направленность включает следующие группы программ: учебноисследовательская деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин:
астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение,
медицина и др. Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению
уровня экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых
принципов природопользования.
Задачи:
- формировать систему знаний об экологических проблемах современности и путей их
разрешения;
- формировать мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного
поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-
развивать
интеллектуальное
стремление
к
активной
деятельности
по
охране
окружающей среды (способности к анализу экологических ситуаций).
Целью туристско-краеведческой
направленности является
совершенствование
системы
образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой
деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных
молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Задачи:
- усвоить комплекс краеведческих знаний о природе, истории и культуре родного края в
процессе внеучебной деятельности;
- создать условие в образовательном пространстве для проявления и развития
ключевых компетентностей школьников;
-
формировать
потребность
в
активной
жизненной
позиции
по
сохранению
и
преобразованию родного края;
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного образования
ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов
своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена
коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений,
адаптацию в коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной
инициативы является одной из главных задач социально-педагогического направления,
которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема
воспитания
личности,
способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
» достижениям мировой культуры, российским традициям;
» определенному уровню образования;
» направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
» современным образовательным технологиям, которые отражены:
- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые
методы
организации
образовательной
деятельности
в системе
дополнительного образования Учреждения:
» практические (упражнения, самостоятельные задания)
наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
» демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических учреждений)
» дидактические (использование обучающих пособий)
» иллюстративные (использование иллюстративного материала художественной и
периодической печати)
» словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
» игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
® ассоциативные (основаны на ассоциациях — высших корковых
функций
головного
мозга)
» технологические
(использование
различных
педагогических
технологий
в
организации работы с детьми)
» репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на воспроизводящей
функции памяти). Используются при повторении, закреплении.
» Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном
фактическом материале)
» проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
» частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения, постановка
отдельных проблемных вопросов)
» исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
» Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и т.д.)
» Конкурс
® Фестиваль
13
®
»
»
»
Соревнование
Экскурсия
Концерт
Выставка
» Викторина и т.д.
2.2. Рабочие программы дополнительного образования.
№
Название секции
1. | «Баскетбол»
2. | «Волейбол»
3. | «Гимнастика»
4. | «Знакомство с искусственным
интелектом»
5. | «Исследователи живого мира»
6. | «Историческое краеведение»
7. | «Клуб любителей чтения»
8. |
9. |
10.|
11.|
12.|
13.|
14.|
15.|
«Кройка и шитьё»
«Лёгкая атлетика»
«Грампеадор»
«Гуризм»
«Юные спасатели»
«Юный токарь»
«Юный эколог»
Вокально-хоровая творческая
мастерская «Созвучие»
16.| Кружок вязания «Амигуруми»
7. | Шкатулка творческих идей «Креатив»
18.| Студия фантазийного творчества
«Фантазия»
19.| «Очумелые ручки»
Участники
3-4 класс
5-6 класс
7-10 класс
6 класс
7 - 8 класс
1—4 класс
3 —4 класс
5 -8 класс
5 А класс
3 Б класс
2 класс
3 класс
5 - 8 класс
5-9 класс
5 - 6 класс
5-10 класс
5-10 класс
7-9 класс
1—4 класс
5-9 класс
1—4 класс
5-9 класс
5-6 класс
1—4 класс
ГДО,
1 класс
ГДО, 1 класс
Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
РАЗДЕЛ
3.1. Учебный план дополнительного образования
Учебный план по реализации образовательной программы дополнительного образования
Учреждения
направлен
на
обеспечение
доступности,
эффективности
и
качества
дополнительного образования, создание максимально благоприятных условий для раскрытия
природных способностей ребенка, индивидуализации
обучения, развития творческого
потенциала
личности
Направленн
ость
дополнитель
школьников.
Название
детских
| объединени
|
Форма
занятий
(группов
Учебные группы
Год
Возрас | Коли | Итого
тдетей | честв | часов
Колич | Напол | (класс)
о
в год
ного
й
ые,
обучен
ество
няемос
учебн
образования
(по
программе)
индивиду
аль
ные)
ИЯ
групп
ТЬ
ых
часов
в
недел
ю на
одну
учебн
ую
групп
у
Физкультур
но —
спортивная
| Секция
«Баскетбол»
Групповая
1
1
23
2-3
классы
1
34
Групповая
1
1
23
4-6
1
34
2
68
классы
Групповая
1
1
23
7-10
классы
Секция
«Волейбол»
Групповая
1
1
20
6-8
классы
2
68
Секция
«Гимнастик
Групповая
1
1
23
1-4
классы
2
68
Групповая
1
1
20
7-9
классы
2
68
21
1-4
2
68
2
68
2
68
а»
Секция
«Лёгкая
атлетика»
Естественно-
| Кружок
научная
«Юный
Групповая
1
1
1
1
классы
эколог»
Групповая
16
5-8
классы
Кружок
«Исследова
Групповая
1
1
17
5-8
классы
15
тели
живого
мира»
Кружок
«Трампеадо
Групповая
15
5-6
классы
68
Групповая
21
13-17
74
| Групповая
20
3 класс
34
Групповая
17
5 класс
34
Групповая
20
5-9
классы
68
Групповая
20
3-4
34
р»
Туристско
-
«Туризм»
краеведческ
ая
Историческо
е
краеведение
Техническая | Кружок
«Юный
столяр»
Кружок
«Знакомств
классы
ос
искусствен
НЫМ
интеллекто
м»
Художестве | Кружок
нная
«Кройка и
Групповая
20
5-8
классы
68
Групповая
30
1-5
102
шитье»
Вокально-
хоровой
театр
классы
«Созвучие» | Групповая
22
6-9
102
классы
Студия
фантазийно
Групповая
24
Групповая
20
ГДО,
1 класс
68
1-4
68
го
творчества
«Фантазия»
Кружок
«Шкатулка
классы
творческих
идей
«Креатив»»
Кружок
«Вязание
крючком
Групповая
20
5-6
68
классы
/
16
«Амигурум
и»»
Кружок
Групповая
1
1
20
«Очумелые
ручки»
«Клуб
ГДО,
1
1
34
класс
Групповая
1
1
20
2 класс
1
34
чтения»
Групповая
1
1
20
3 класс
1
34
| «Юный
Групповая
1
1
22
5-10
2
68
любителей
Социально-
гуманитарн | спасатель»
ая
классы
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую
кадрового,
программно-методического
и
материальнообразовательного процесса.
неделю и составлен с учетом
технического
обеспечения
График работы дополнительных объединений:
День недели
Название секции
| Участники
Время
Руководитель
Понедельник | «Историческое
краеведение»
5 А класс
Вторник
1-4 класс | 15.00 - 15.40 | Олейник Ольга
«Юный эколог»
«Юный эколог»
5-9 класс
«Трампеадор»
5 - 6 класс
Шкатулка
творческих идей
«Креатив»
«Кройка и шитьё»
1-4 класс
«Туризм»
«Клуб любителей
«Лёгкая атлетика»
«Гимнастика»
«Юные спасатели»
«Юный токарь»
Четверг
«Исследователи
живого мира»
Кружок вязания
«Амигуруми»
Игоревна
| 16.00 - 16.40 | Олейник Ольга
Игоревна
16.00- 17.30 | Андрикене Диана
Сергеевна
| 16.00 - 17.30 | Бархатова Наталья
Николаевна
5-8 класс
| 16.00 -— 17.30 | Мельцова Екатерина
Дмитриевна
5 —10 класс | 16.00 - 17.30 | Черников Алексей
Александрович
2 класс
15.00 - 15.40 | Костицина Юлия
чтения»
Среда
15.00 - 15.40 | Бунакова Наталья
Андреевна
Владимировна
5-9 класс
| 16.00 - 17.30 | Любякина Татьяна
Александровна
1-4 класс | 15.00 - 15.40 | Любякина Татьяна
Александровна
5 - 10 класс | 16.00 - 17.30 | Черников Алексей
Александрович
7-9 класс | 16.00 -— 17.30 | Вегелин Владимир
Борисович
5 -8 класс
16.00- 17.30 | Андрикене Диана
Сергеевна
5-6 класс | 16.00 — 17.30 | Бархатова Наталья
Николаевна
17
«Знакомство с
искусственным
3—4 класс
| 15.00 - 15.40 | Лапушкина Анна
Сергеевна
интелектом»
Пятница
Суббота
«Волейбол»
«Волейбол»
Вокально-хоровая
творческая
мастерская
«Созвучие»
Вокально-хоровая
творческая
мастерская
«Созвучие»
«Гимнастика»
«Историческое
краеведение»
«Клуб любителей
чтения»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
«Баскетбол»
Вокально-хоровая
творческая
мастерская
«Созвучие»
Вокально-хоровая
творческая
мастерская
«Созвучие»
6 класс
16.00 - 16.40 | Власов Артем Игоревич
7-8 класс | 17.00 -— 17.40 | Власов Артем Игоревич
1-4 класс | 15.30 - 16.50 | Карпуков Денис
Михайлович
5-9 класс
| 16.50 - 18.10 | Карпуков Денис
Михайлович
1-4 класс
| 15.00 - 15.40 | Любякина Татьяна
Александровна
15.00 - 15.40 | Бунакова Наталья
Андреевна
15.00 - 15.40 | Костицина Юлия
Владимировна
| 09.00 - 09.40 | Власов Артем Игоревич
| 10.00 - 10.40 | Власов Артем Игоревич
| 11.00 - 11.40 | Власов Артем Игоревич
| 10.00 - 11.20 | Карпуков Денис
Михайлович
3 Б класс
3 класс
3-4 класс
5-6 класс
7-10 класс
1-4 класс
5-9
класс
11.20-12.40
| Карпуков Денис
Михайлович
3.2. Календарный график дополнительного образования
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам. Это кружки, студии, секции, театры, отряды и др.
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение
в учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются
по единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или
иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей
практически в любом из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной
или нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и
заканчивается в мае текущего года.
В период школьных каникул занятия могут:
® проводиться по специальному расписанию с переменным составом учащихся;
® продолжаться в форме поездок, туристических походов и т.п.
® проводиться на базе специальных учебных заведений и предприятий с целью
профориентации подростков.
В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию,
занятия могут быть перенесены на дневное время;
Комплектование учебных групп начинается в сентябре.
18
Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях разного
профиля, предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля.
Кратность посещения занятий одного профиля рекомендуется не более 2 раз в неделю.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой день
недели, включая воскресные дни и каникулы. Между учебными занятиями и посещением
объединений дополнительного образования детей должен быть перерыв для отдыха не менее
часа.
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам
(клубы, студии, театр и т.п.), в которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6,5 до 18 лет.
В работе объединений могут принимать участие родители, без включения в списочный состав
и по согласованию с педагогом.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся,
не занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или
иные испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть
объединены или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть
использованы на открытие новых детских объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов.
Согласно СанПиН 2.4.4. 1251-03, продолжительность занятий детей в объединениях
дополнительного образования не должна превышать:
в учебные дни - 45 минут;
в выходные и каникулярные дни - не более 1 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10
мин. для отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно
рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия (с поправкой на то, в какой
день недели проходит занятие - в обычный учебный день после уроков или в выходной):
®для детей дошкольного возраста — от 30 минут до 50 часа - при условии проведения
занятий в игровой форме со сменой деятельности через каждые 10 минут;
® для младших школьников — от 45 часа до 1,5 часов;
® для школьников среднего и старшего возраста - от 1,5 до 2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе педагога.
«Санитарно-эпидемиологическим
требованиям
к
учреждениям — дополнительного
образования...» рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного
профиля.
Рекомендуемая
продолжительность
индивидуальных
занятий
с
детьми
от 30 до 60 минут 1 раз в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных
занятий устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
Особое внимание следует обратить на рекомендацию о том, чтобы заканчивались
занятия в системе дополнительного образования детей не позднее 20.00.
3.3. Календарный план воспитательной работы
Месяц
Часы
Сентябрь
1
Мероприятие
День открытых дверей
Краткое содержание
Знакомство с содержанием ДООП
(методиками проведения занятий,
определение задач совместного
воспитания детей и
их реализация).
19
Октябрь
Новостные
посты
от
и
полезные | Сохранение контингента, социальная
учащихся
в | связь, поддержка принадлежности к
социальной
группе | детскому коллективу и
объединения.
Публикация
Нояб рь
объединения
любознательностиучащихся
о деятельности
на
сайте
деятельности
привлечение
школы
Декабрь
Открытость
внимания
и
к
объединению ДО, формирование
творческих способностей, выражения
собственных мыслей
Развитие творческой и социальной
активности учащихся, создание
Новогодний сюрприз
позитивной,
психологически
комфортной атмосферы.
Сплочение коллектива,
поддержка доброжелательных
Культурно-массовые
мероприятия
отношений и общения, снятие
Январь
Онлайн-игры и задания
физического напряжения.
Включение интерактивных форм
и
видов
деятельности,
вовлекающих
находящихся
в
опасном положении,
детей,
социальносостоящими
на различных видах учёта под
воспитательный контроль (педагога
и
классных руководителей этих детей)
за
свободным времяпровождением детей.
Февраль
Март
Праздничный концерт
Демонстрация своих умений,
посвященный 8 Марта и 23
| обогащение социального опыта,
февраля (календарная дата)
Апрель
Май
| проявление инициативы, формирование
эмоционального подъема.
Информирование родителей | Индивидуальная беседа с родителями
об успехах и проблемах
ребенка
Открытое занятие для
Демонстрация полученных знаний и
родителей
умений, развитие
личности ребенка с помощью
родителей при их активномучастии
Новостные
и
полезные | Сохранение контингента, социальная
посты
от
учащихся в | связь, поддержка принадлежности к
социальной
объединения.
группе | детскому коллективу и
любознательностиучащихся
3.4. Система условий реализации образовательной программы дополнительного
образования
Условия реализации образовательной программы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения
целого ряда задач организационного, кадрового, материально-технического, программнометодического, психологического характера.
Организационно-педагогические
условия
направлены
на
развитие
системы
дополнительного
образования
детей
в
образовательной
оргаганизации
и
способствуют
20
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для этого ежегодно
анализируется социокультурная ситуация, учитываются интересы и потребности детей и их
родителей (законных представителей) в дополнительном образовании. Важно также учесть
особенности образовательной организации, его приоритетные направления работы, основные
задачи, которые оно призвано решать, а также сложившиеся традиции, материальнотехнические и кадровые возможности.
Данные
условия
способствуют
возможности
взаимопроникновения,
интеграции
основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в возрасте от 6,5
до
18 лет.
Каждый
соответствии
ребенок
с СанПиНом,
(секций, студий и
может
заниматься
посещение
в одной
ребенком
т.д.) не рекомендуется.
или
занятий
нескольких
более
Предпочтительно
чем
совмещение
группах.
в 2-х
Однако
в
объединениях
занятий спортивного
и неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах — 40 — 45 минут.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного процесса (в
зависимости от содержания программы): индивидуальные, групповые, массовые. Виды
занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать
лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастерклассы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной работы,
концерты,
выставки,
творческие
отчеты,
соревнования
и
другие
виды
учебных
занятий
и
учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием
программы
и
обеспечивает
возможность
достижения
планируемых
результатов.
Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся (родителей
(законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и учебным планом
дополнительного образования.
В МАОУ СОШ №5 созданы необходимые условия для организации дополнительного
образования:
Кадровые условия — направлены на профессиональный рост педагогов дополнительного
образования.
Поддерживается
творческое
сотрудничество
педагогов
дополнительного
образования
с
учителями-предметниками,
классными
руководителями,
совместное
обсуждение волнующих всех проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной обстановки, и, в
частности, в рамках дополнительного образования детей, способствующей творческому и
профессиональному росту педагога. Об успехах в области дополнительного образования
Учреждения информируются все участники образовательных отношений.
м. атериально-технические
условия
обеспечивают:
1. возможность достижения обучающимися определенных результатов;
2. соблюдение
— санитарно-гигиенических
норм,
требований
— пожарной
и
электробезопасности, охран образовательной организации оборудованы интерактивными
досками, экранами, обеспечивающими информационную среду для эксперимента и наглядной
деятельности,
Для
имеющие
занятий
компьютером
с выходом
Спортивный
баскетбольные,
комплексы
для
выход
в сеть
кабинеты
в сеть
лазания,
сетка
необходимыми
материалами,
инструментами,
«Интернет».
зал включает
скакалки,
«Интернет».
оснащены
набор
спортивного
волейбольная,
маты,
инвентаря:
канат,
мячи
скамейки,
волейбольные,
а также
мячи
спортивные
подтягивания.
21
3.4.1. Кадровый потенциал
Показатели
Всего педагогов
Педагоги, имеющие образование:
Среднее
Средне-специальное, всего
В т.ч. педагогическое
Высшее всего
В т. ч. педагогическое
Количество
13
13
5
5
3
8
8
Педагоги, имеющие по стажу:
До 5 лет
От 5 до 10 лет
10
От 10 до 20 лет
Свыше 20 лет
1
Педагоги, имеющие квалификационные категории
Высшую
Первую
СЗД
6
-
3.4.2. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования
Критерии результативности.
В ходе мониторинга планируется положительная динамика по следующим критериям:
® рост мотивации обучающихся в сфере познавательной и развивающейся деятельности;
» удельный вес обучающихся, готовых к саморазвитию;
» удельный
вес
образовательных
учреждений,
вовлеченных
в воспитательную
деятельность по формированию инициативности и творчества через ресурсы дополнительного
образования;
» удельный вес обучающихся, готовых к успешной адаптация в социуме;
» положительная динамика физического и психического здоровья школьников;
» удельный вес родителей, вовлеченных в процесс воспитания и развития школьников;
» рост числа обучающихся, охваченных содержательно-досуговой деятельностью;
® уменьшение количества обучающихся, состоящих на учете в ОДН, ТКДН и ЗП,
на внутришкольном учете;
» увеличение числа педагогов в ОО и ДО, вовлеченных в процесс формирования
творческой личности школьников в пространстве дополнительного образования.
В ходе мониторинга необходима корректировка планов воспитательной работы
педагогов,
классных
руководителей,
консультации
психолога
для педагогов, родителей (лиц их заменяющих), детей. Процесс интеграции общего и
дополнительного
образования
предусматривает
доработку
и обновление
критериев
эффективности.
Контроль
результативности
дополнительного
образования
|:
школе,
его интеграции с общим образованием коллектив школы планирует осуществлять путем
проведения
мониторинговых
исследований,
диагностики
обучающихся
и их родителей (лиц их заменяющих).
В результате анализа выбраны следующие методики изучения эффективности
процесса интеграции_различных видов обучения в ОО:
1. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной
программе (Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В.)
22
2. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»
3. А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», Е.Н.
Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»
4. А.Н. Лутошкина по изучению уровня развития детского коллектива «Какой у нас
коллектив»
5. Д.В. Григорьева «Социометрического изучения межличностных отношений в детском
коллективе»
Диагностику планируется проводить
классными руководителями 1 раз в год.
педагогами
дополнительного
образования
и
3.4.3. Контроль за состоянием системы условий
Оценка эффективности
системы
мониторингов
независимой
реализации программы
воспитательной
может быть отслежена по результатам
деятельности,
внутришкольного
экспертизы и должна быть представлена в публичном
контроля,
отчете образовательной
организации.
Контроль за состоянием системы условий
Объект контроля
1. Качество кадрового обеспечения
введения и реализации
дополнительного образования
Критерии
оценки, измерители, показатели
Кадровые условия
Обеспечение
оптимального
работников образования в систему
современного образования.
вхождения
ценностей
Изучение
Концепции
дополнительного
образования.
Освоение новой системы требований к структуре
основной
образовательной
программы,
результатам еёосвоения и условиям реализации, а
также
системы
оценки
итогов
образовательной
деятельности
Обучающихся.
Овладение
учебно-методическими
и
информационно-методическими ресурсами,
успешного
решения
задач
дополнительного
2. Исполнение плана-графика
повышения квалификации
педагогических и руководящих
работников образовательной
организации в связи с введением
дополнительного образования
образования.
Семинары,
посвящённые
— изучению
Концепции дополнительного образования.
Тренинги
для
педагогов
с целью
выявления и
соотнесения
собственной
профессиональной позиции с
целями и задачами.
Заседания
методических
объединений
учителей
по
проблемам
введения
дополнительного образования - не
менее 2 в течение учебного года.
Конференции
участников
образовательной
деятельности и социальных партнёров ОУ по
итогам разработки основной
образовательной
программы,
её отдельных
апробации
_ и _
разделов,
введения
проблемам
_ дополнительного
23
образования — не реже 1 раза в год.
Участие
педагогов
в разработке
разделов
и
компонентов
основной
образовательной
программы дополнительного образования
- по
мере необходимости.
Участие педагогов в разработке и апробации
оценки
эффективности
работы
в условиях
внедрения дополнительного
образования
— в
течение учебного года по плану методической
работы.
Участие педагогов в проведении
круглых
столов,
«открытых»
уроков,
мероприятий
введения
(внутришкольного повышения
проблемы
введения
стажёрских
внеурочных
отдельным
реализации
площадок,
занятий
и
направлениям
дополнительного
образования - в течение учебного года
по плану методической работы.
Проведение 90 % запланированных мероприятий,
с возможной коррекцией по мере появления
необходимости.
3.Реализация плана научнометодической работы
квалификации) с ориентацией
по
и
мастер-классов,
на
дополнительного
образования
Психолого-педагогические
1. Качество координации деятельности
субъектов образовательной
деятельности, организационных
структур организации по подготовке и
введению дополнительного
образования
условия
Качество образовательной программы школы
(структура программы, содержание и механизмы
ее реализации).
Качество
управления
образовательной
деятельности
(состав
и структура
ВСОКО,
качество
процесса
реализации
ВСОКО
как
ресурса управления).
Компетентность субъектов
2.
Наличие
модели
организации
образовательной деятельности
3. Качество реализации моделей
взаимодействия организации общего
образования и дополнительного
образования детей, обеспечивающих
организацию внеурочной деятельности
4. Качество реализации системы
мониторинга образовательных
потребностей обучающихся и
Родителей
управления
(уровень
управленческой
компетентности
администраторов
школы,
специалистов,
возглавляющих подразделения).
Эффективность реализации вертикальных
педагогического взаимодействия.
Количество
программ
дополнительного
образования поразличным направлениям и видам
деятельности.
Наличие
учебного
образования.
плана
дополнительного
24
Финансовые условия
1. Определение объёма расходов,
необходимых для реализации ООП ДО
и достижения
планируемых
результатов, а также механизма их
формирования
Дифференцированный рост заработной платы
учителей, создание механизма связи заработной
платы с качеством психолого-педагогических,
материально-технических, учебно-методических
и информационных условий ирезультативностью
их труда.
Допустимый рост в общем фонде оплаты труда
объема стимулирующих выплат, распределяемых
на
основании
оценки
качества
и
результативности
труда
работников
и
не
являющихся
2. Наличие локальных актов (внесение
изменений в них), регламентирующих
установление заработной платы
работников образовательной
организации, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат,
порядка и размеров премирования
3. Наличие дополнительных
соглашений к трудовому договору
педагогическими работниками
компенсационными
выплатами.
Участие
органов
самоуправления
(Совета
трудового
коллектива)
в — распределении
стимулирующей частифонда оплаты труда.
Повышение стимулирующих функций оплаты
труда, нацеливающих работников на достижение
высоких
результатов
(показателей
качества
работы).
Соответствие документов требованиям.
с
Информационно-методические
условия
1. Качество информационных
Наличие и полнота информации по направлениям:
- Нормативное обеспечение введения ДО
материалов дополнительного
- Организационное обеспечение введения ДО
образования введении ФГОС
- Кадровое обеспечение введения ДО
основного общего образования,
- Программно-методическое обеспечение
размещённых на сайте ОУ.
введения ДО
2. Качество информирования
родительской общественности о
подготовке к введению и порядке
перехода на новые стандарты
3. Качество публичной отчётности ОО
Информация
размещена
на
сайте,
разработаны информационные буклеты.
дополнительного образования
Наличие
и
своевременность
размещения
на официальном сайте организации Публичного
отчета по итогам деятельности за учебный год.
4.
Рекомендации
о ходе и результатах ведения
Наличие
рекомендаций для
педагогических работников:
-
Поорганизации
разработаны,
обсуждены
на
заседаниях МО
дополнительного
образования
3.4.4. Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий
Интегративным результатом выполнения требований основной образовательной
программы образовательной организации является создание и поддержание развивающей
образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального,
25
познавательного
(интеллектуального),
коммуникативного,
эстетического,
физического,
трудового развитияобучающихся. Созданные в образовательной организации, реализующей
ОП ДО, условия:
® соответствуют требованиям ФГОС ООО;
®обоспечивают
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы образовательной организации и реализацию предусмотренных
в ней общеобразовательных программ;
учитывают
особенности
образовательной
организации,
ее организационную
структуру, запросы участников образовательного процесса;
® предоставляют
возможность
взаимодействия
с
социальными
партнерами,
использования ресурсов социума, в том числе и сетевого взаимодействия.
Система условий реализации ООП образовательной организации базируется на
результатах
проведенной
в ходе
разработки
программы
комплексной
аналитикообобщающей и прогностической работы, включающей:
- анализ имеющихся в образовательной организации условий и ресурсов реализации
основной образовательной программы дополнительного образования;
- установление степени их соответствия требованиям ФГОС, а также целям и задачам
основной образовательной программы образовательной организации, сформированным с
учетом потребностей всех участников образовательного процесса;
- выявление проблемных зон и установление необходимых изменений в имеющихся
условиях для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС;
- разработку
с привлечением
всех участников
образовательного
процесса
и
возможных партнеров механизмов достижения целевых ориентиров в системе условий;
- разработку сетевого графика (дорожной карты) создания необходимой системы
условий;
- разработку
механизмов
мониторинга,
оценки
и
коррекции
реализации
промежуточных этапов разработанного графика (дорожной карты).
Основным механизмом достижения целевых ориентиров в системе условий является
чёткоевзаимодействие всех участников образовательных отношений
Условия
Кадровые
Финансовы
еусловия
условия
Механизмы достижения
| 1. Составление плана повышения квалификации
2. Разработка
персонифицированных
программ
повышения
квалификации педагогических работников.
3. Прохождение процедуры аттестации педагогических работников,
обеспечивающих реализацию ОП ДО;
4. Проведение методических мероприятий для педагогов района;
5. Презентация
педагогических
достижений,
обобщение
ираспространение педагогического опыта;
Включение
пункта
о
распределении
стимулирующей
части
заработной платы в зависимости
от результатов
введения
и
реализации дополнительного образования в Положение об оплате
труда и стимулирующих выплатах.
Определение
предмета закупок,
стоимостьпополняемого
количество и
оборудования,
также
работ для
требований к условиям реализации ОП ДО
а
обеспечения
26
Определение объёма финансирования, обеспечивающие реализацию
внеурочной деятельности, включённой в основную
образовательную
программу
Заключение договоров на проведение занятий в рамках кружков,
секций,
клубов
и др. по различным
направлениям
дополнительного
образования
Выделение
Информационн
о-методические
условия
на базе других учреждений
ставок педагогов
дополнительного
образования
Техническое оснащение библиотеки
Развитие информационно-образовательной среды через технические
средства, программные
инструменты,
обеспечение технической,
методической
и
организационной
поддержки,
отображение
образовательной деятельности в информационной среде.
Разработка
и реализация
модели
взаимодействия
школы
И
учреждений
дополнительного
образования
детей,
обеспечивающих
организацию внеурочной деятельности.
Проведение
образования
Обеспечение
экспертизы
рабочих
дополнительного
программ
доступа
к ресурсам
Интернет
всех
участниковобразовательных отношений;
Обеспечение обновления ЭОР библиотеки и медиатеки ОО
Материальнотехнические условия
Оснащение
школы техническими средствами обучения
Приведение материально-технической базы школы в соответствие
сдействующими санитарными
и
противопожарными
нормами,
нормами охраны труда работников образовательных организаций
Создание необходимых условий для организации дополнительного
образования
Общеобразовательная программа дополнительного образования реализуется в учебновоспитательной деятельности как стратегия и тактика педагогической деятельности и, по
необходимости, корректируется на диагностической основе с учетом интеллектуального
потенциала, детских интересов, склонностей, их психофизического здоровья и социального
заказа родителей (законных представителей) изменения
парадигмы
образования,
требований
ксовременной школе и дополнительному образованию, нормативных актов.
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Простейшие
в году
ученик
арифметические
свободен
ОТ
ШКОЛЬНЫХ
подсчеты
занятий,
показывают,
оставшиеся
дни
что
года,
не
еще
менее
треть
его
150
дней
времени,
не
занята уроками. Но ребенок никогда бывает, свободен от самого себя. Растущий человек ждет
от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которых ему предоставляют
естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта, вполне могут быть и
ценности дополнительного образования. Никто не имеет права лишать ребенка возможности
предпочесть среду, где он может проявить себя. Достаточно выбрать систему выбора дела по
душе,
выявить
предпочтения
ребенка
в самых разных направлениях, причем делать
и
можно
развивать
его
способности
это прямо в школе, не обрекая ребенка и его
родителей
на
поиск
дополнительных
услуг
на
стороне.
При
этом,
в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных
сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время
учебного года, последовательно
переходя от одной ступени к другой. Его результатом может
стать хобби на всю жизнь, и даже определение его будущей профессии.
Наступило
время,
когда
нельзя
рассчитывать
только
на
учебный
процесс,
пора
преодолеть стереотип восприятия дополнительного образования как второстепенного и
понять, что оно объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение,
воспитание
и развитие
ребенка.
Дополнительное
образование
призвано
обеспечить
дополнительные возможности для духовного, интеллектуального, физического развития,
удовлетворению творческих и образовательных потребностей современного человека.
28
29