РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Мир. Общество. Человек.»
МО Сухой Лог 2025
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мир. Общество. Человек.» составлена на основе
методических материалов ФИПИ, демоверсии, спецификации и кодификатора КИМ
ЕГЭ по обществознанию 2025 года.
Программа элективного курса «Я и общество» предназначена для учащихся 1011 классов, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим
выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационнокоммуникативными
компетенциями,
средствами
контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по обществознанию.
Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с
понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами
различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии,
экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер
жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической,
социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания
образования по обществоведению для средней школы и соответствует требованиям,
предъявляемым современным образовательным стандартом.
В образовательной деятельности в 10-11 классах используются учебники,
включенные в перечень учебников, утвержденные Министерством образования и
науки Российской Федерации для использования в образовательном процессе.
Перечень используемых учебников утвержден приказом директора МАОУ СОШ №5.
Программа курса рассчитана на 1 учебный года, 1 час в неделю. В 11 классе- 34
часа.
Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в
рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий
повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру
проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по
обществознанию.
Содержание курса включает
1
Человек в обществе. Духовная культура /
Введение в социальную психологию. Введение в социальную
философию
1.1
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Влияние социокультурных факторов на формирование личности.
Личность в современном обществе. Коммуникативные качества
личности. Потребности и интересы
1.2 Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Общественное и
индивидуальное сознание. Самосознание и социальное поведение
1.3
Деятельность и её структура. Мотивация деятельности. Многообразие
видов деятельности. Свобода и необходимость в деятельности человека
1.4
Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и
рациональное познание. Мышление, его формы и методы. Знание как
результат познавательной деятельности, его виды
1.5 Понятие истины, её критерии. Абсолютная, относительная истина
1.6
Общество как система. Общественные отношения. Связи между
подсистемами и элементами общества
1.7
Общественные потребности и социальные институты. Признаки и
функции социальных институтов
1.8
Типы обществ. Постиндустриальное (информационное) общество и его
особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе
1.9
Многообразие путей и форм общественного развития. Эволюция,
социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его
критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её
противоречивые последствия. Российское общество и человек перед
лицом угроз и вызовов XXI в.
1.10 Духовная деятельность человека. Духовные ценности российского
общества. Материальная и духовная культура. Формы культуры.
Народная, массовая и элитарная культура. Контркультура. Функции
культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог
культур. Вклад российской культуры в формирование ценностей
современного общества
1.11 Мораль как общечеловеческая ценность и социальный регулятор.
Категории морали. Нравственность. Этика и этические нормы.
Гражданственность. Патриотизм
1.12 Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные
науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности
научного познания в социально- гуманитарных науках. Функции науки.
Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научнотехнологического развития и научные достижения Российской
Федерации
Образование в современном обществе. Российская система образования.
Основные направления развития образования в Российской Федерации.
Непрерывность образования в информационном обществе. Значение
самообразования
1.14 Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и
национальные религии. Значение поддержания межконфессионального
мира в Российской Федерации. Свобода совести
1.15 Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы
духовной культуры. Достижения современного российского
искусства7
2
Экономическая жизнь общества / Введение в экономику
2.1
Роль экономики в жизни общества. Микро- экономика, макроэкономика,
мировая экономика. Предмет и методы экономической науки.
Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.
Экономический выбор. Главные вопросы экономики
2.2
Экономические институты и их роль в развитии общества.
Собственность. Экономическое содержание собственности
2.3 Типы экономических систем
2.4
Экономическая деятельность и её субъекты. Домашние хозяйства,
предприятия, государство. Потребление, сбережения, инвестиции.
Экономические отношения и экономические интересы. Рациональное
поведение людей в экономике. Экономическая свобода и социальная
ответственность субъектов экономики. Экономическая деятельность и
проблемы устойчивого развития общества
Институт
рынка.
Функционирование
рынков.
Рыночное
2.5
ценообразование. Рыночный спрос, величина и факторы спроса.
Рыночное предложение, величина и факторы предложения. Закон
спроса. Закон предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена.
Эластичность спроса и эластичность предложения. Товары Гиффена и
эффект Веблена. Рынки труда, капитала, земли, информации
Конкуренция как основа функционирования рынка. Типы рыночных
2.6
структур.
Совершенная
и
несовершенная
конкуренция.
Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия, виды
монополий. Монопсония. Государственная политика Российской
Федерации по поддержке и защите конкуренции. Методы
антимонопольного регулирования экономики
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Минимальная
2.7
оплата труда. Занятость и безработица. Причины и виды безработицы.
Государственная политика Российской Федерации в области занятости.
Особенности труда молодёжи. Деятельность профсоюзов. Потребности
современного рынка труда в Российской Федерации
Предприятие (фирма) в экономике. Цели предприятия. Экономические
2.8
цели фирмы. Производство. Факторы производства и факторные доходы.
Альтернативная стоимость, способы и источники финансирования
предприятий. Показатели деятельности фирмы. Издержки, их виды
(необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние
и предельные издержки). Амортизационные отчисления. Выручка,
1.13
прибыль. Экономическая эффективность.
Эффект
масштаба
производства. Влияние конкуренции на деятельность фирмы
2.9
2.10
2.11
2.12
2.13
2.14
2.15
2.16
2.17
2.18
Институт предпринимательства и
его
роль в экономике. Виды и
мотивы предпринимательской деятельности. Организационно-правовые
формы предприятий16. Малый бизнес. Этика предпринимательства.
Поддержка мало го и среднего предпринимательства в Российской
Федерации
Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые
институты. Банки. Банковская система. Центральный банк Российской
Федерации: задачи и функции. Денежно-кредитная (монетарная)
политика Банка России. Денежные агрегаты. Денежная масса и
денежная база. Денежный мультипликатор
Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги.
Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифро- вые
финансовые активы
Инфляция: причины, виды, социально-экономические последствия.
Антиинфляционная политика в Российской Федерации
Государство в экономике. Несовершенства рыночной организации
хозяйства. Экономические функции государства. Общественные блага.
Государственное регулирование рынков. Внешние эффекты. Информация
как ресурс экономики. Асимметрия информации. Способы решения
проблемы асимметрии информации. Цифровизация экономики в
Российской Федерации
Государственный бюджет. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Принцип сбалансированности государственного бюджета.
Государственный долг
Налоговая система Российской Федерации. Налоги. Виды налогов.
Принципы налогообложения в Российской Федерации. Функции
налогов. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые
льготы и вычеты. Налогообложение и субсидирование. Фискальная
политика государства
Экономический
рост
и
пути
его
достижения.
Измерение
экономического роста. Основные макроэкономические показатели:
валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт
(ВВП). Связь между показателями ВВП и ВНП. Реальный и
номинальный валовой внутренний продукт. Макроэкономические
показатели и качество жизни. Факторы долгосрочного экономического
роста
Понятие экономического цикла. Фазы эконмического цикла. Причины
экономических циклов
Мировая экономика. Международное разделение труда. Внешняя
торговля. Сравнительные преимущества в международной торговле.
Экспорт и импорт товаров и услуг. Выгоды и убытки от участия в
международной торговле. Государственное регулирование внешней
торговли. Международные расчёты. Платёжный баланс. Валютный
рынок. Государственная политика импортозамещения в Российской
Федерации23
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4
4.1
4.2
Социальная сфера / Введение в социологию
Социальные общности, группы, их типы. Социальная стратификация, её
критерии. Социальное неравенство. Социальная структура российского
общества
Этнические общности. Этнокультурные ценности традиции. Нация
как
этническая и гражданская общность. Этнические отношения.
Этническое многообразие современного мира. Миграционные процессы
в современном мире. Этносоциальные конфликты, способы их
предотвращения и пути разрешения. Конституционные принципы
(основы) национальной политики в Российской Федерации
Молодёжь как социальная группа, её социальные и социальнопсихологические
характеристики.
Молодёжная
субкультура25.
Проблемы молодёжи в современной России
Положение индивида в обществе. Социальные статусы и роли.
Социальная мобильность, её формы и каналы в современном
российском обществе
Семья и брак. Функции и типы семьи. Семья как важнейший
социальный институт
Социализация личности и её этапы. Агенты (институты)
социализации28
Социальные нормы и отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы
социальных девиаций. Конформизм. Социальный контроль и
самоконтроль
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины.
Способы разрешения социальных конфликтов
Государственная поддержка социально незащищённых слоёв общества
в Российской Федерации. Государственная молодёжная поли- тика
Российской Федерации. Меры социальной поддержки семьи в
Российской Федерации. Помощь государства многодетным семьям
Особенности профессиональной деятельности в сфере науки,
образования, искусства. Особенности
профессиональной
деятельности в экономической и финансовых сферах. Особенности
профессиональной деятельности социолога, социального психолога.
Особенности
профессиональной
деятельности
политолога.
Юридическое образование, юристы как социально-профессиональная
группа
Политическая сфера / Введение в политологию
Политическая власть и субъекты политики в современном обществе.
Структура, ресурсы и функции политической власти. Легитимность
власти. Политические институты. Политическая деятельность
Политическая система общества, её структура и функции. Политическая
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
4.9
4.10
4.11
4.12
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
система Российской Федерации на современном этапе
Государство как основной институт политической системы.
Государственный суверенитет. Функции государства
Понятие формы государства. Формы правления. Государственнотерриториальное устройство. Политический режим. Типы политических
режимов. Демократия, её основные ценности и признаки. Гражданское
общество
Федеративное устройство Российской Феде рации
Субъекты государственной власти в Российской Федерации
Государственное управление в Российской Федерации. Государственная
служба и статус государственного служащего. Опасность коррупции,
антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия
коррупции. Обеспечение национальной безопасности в Российской
Федерации. Государственная политика Российской Федерации по
противодействию экстремизму.
Политическая культура общества и личности. Политическое поведение.
Политическое участие. Причины абсентеизма. Политический процесс.
Формы участия граждан в политике
Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейнополитические течения современности. Политические партии как
субъекты политики, их функции, виды. Типы партийных систем
Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная,
пропорциональная, смешанная. Избирательная система Российской
Федерации
Политическая элита и политическое лидерство. Типология лидерства
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Интернет в современной политической коммуникации
Правовое регулирование общественных отношений в Российской
Федерации / Введение в правоведение
Право как социальный институт. Понятие, признаки и функции права.
Роль права в жизни общества. Понятие, структура и виды правовых
норм
Источники права: нормативный правовой акт, нормативный договор,
правовой обычай, судебный прецедент. Нормативные правовые акты,
их виды. Законы и законодательный процесс в Российской Федерации
Система права. Отрасли права. Частное и публичное, материальное и
процессуальное право, национальное и международное право. Система
российского права
Понятие и признаки правоотношений. Субъекты правоотношений, их
виды
Правомерное поведение и правонарушение. Виды правонарушений,
состав
правонарушения.
Понятие
и
виды
юридической
ответственности
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации: понятие,
принципы, основания приобретения
5.7
5.8
5.9
5.10
5.11
5.12
5.13
5.14
5.15
5.16
5.17
5.18
5.19
5.20
Личные (гражданские), политические, социально-экономические и
культурные права и свободы человека и гражданина Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба
Гражданское право. Гражданско-правовые отношения: понятия и виды.
Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица.
Организационно-правовые формы юридических лиц. Правоспособность
и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Защита
гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность
Семейное право. Семья и брак как социально- правовые институты.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Права и обязанности членов
семьи (супругов, родителей и детей)
Трудовое право. Трудовые правоотношения. Порядок приёма на работу.
Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового договора.
Права и обязанности работников и работодателей. Дисциплинарная
ответственность. Защита трудовых прав работников. Особенности
правового регулирования труда несовершеннолетних в Российской
Федерации
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Участники
отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Права
и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за налоговые
правонарушения
Образовательное
право
в
российской
правовой
системе.
Образовательные правоотношения. Права и обязанности участников
образовательного процесса
Административное право и его субъекты. Административное
правонарушение и административная ответственность, виды наказаний
в административном праве
Экологическое законодательство. Экологические правонарушения.
Способы защиты права на благоприятную окружающую среду
Уголовное право. Основные принципы уголовного права. Понятие
преступления и виды преступлений. Уголовная ответственность, её
цели, виды наказаний в уголовном праве. Особенности уголовной
ответственности несовершеннолетних
Гражданское
процессуальное
право.
Принципы гражданского
судопроизводства. Участники гражданского процесса. Стадии
гражданского процесса
Административный процесс. Судебное производство по делам об
административных правонарушениях
Уголовное
процессуальное
право.
Принципы
уголовного
судопроизводства. Участники уголовного процесса. Стадии уголовного
процесса. Меры процессуального принуждения
Конституционное судопроизводство. Арбитражное судопроизводство
Правоохранительные органы Российской Федерации
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
1.8
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
Требования к уровню подготовки выпускников:
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а
также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя
их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинноследственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из
неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных,
публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать,
анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;
различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по обществознанию.
Отметка
«2»
«3»
«4»
«5»
%
выполнения
0-41
42-57
58-69
70-100
Первичные
баллы
0-21
22-35
36-44
45-65
Методическое обеспечение программы.
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 декабря 2024 г.
N 891 "Об установлении минимального количества баллов единого государственного
экзамена по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или
направлению подготовки, по которым проводится прием на обучение в
образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства просвещения
Российской Федерации, на 2025/26 учебный год"
2. Унифицированные учебные материалы для подготовки председателей и экспертов
предметных комиссий ЕГЭ 2025г.
3.Методические материалы для председателей и членов РПК по проверке
выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2025г.
4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа
типичных ошибок участников ЕГЭ 2025 года
5. Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ по обществознанию 2026 год
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Список литературы и интернет сайтов.
Баранов П. А. Новый полный справочник по обществознанию ЕГЭ - М.: Дрова
2025 г.
Кишенкова О. В. ЕГЭ 2012. Обществознание. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо,
2025.- 288с.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2024: учебно-методическое пособие / О.А.
Чернышова, Р.В. Пазин, П.А. Ушаков. – Ростов н/Д: Легион, 2024. (Готовимся к
ЕГЭ)
Обществознание. Трудные вопросы: учеб. пособие / В. Ю. Захаров,
А.А.Сучилина. – М.: Дрофа, 2008. (Выпускной/вступительны й экзамен).
Обществознание. 9-11 классы: тестовые задания/авт.- сост. В.С. Медведева. Волгоград: Учитель, 2008.
Обществознание: учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы /
А. В. Клименко, В.В. Румынина. – М.: Дрофа, 2009. (В помощь абитуриенту)
Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: русский язык,английский
язык, литература, история, география, обществознание - СПб. Тригон, 2020.-752с.
1. ЕГЭ 2025. Обществознание. Типовые тестовые задания. 14 вариантов
заданий. Коваль Т.В. (2025, 184с.)
2. ЕГЭ 2015. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.,
Коваль Т.В. (2025, 152с.)
3. Обществознание. Новый полный справочник школьника для подготовки к
ЕГЭ. Барабанов В.В., Грибанова Г.И. и др. (2025, 320с.)
4. ЕГЭ 2025. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю.,
Рутковская Е.Л. (2025, 128с.)
5. ЕГЭ 2020. Обществознание. Типовые тестовые задания. Коваль Т.В. (2024,
184с.)
6. ЕГЭ 2025. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. Котова О.А.,
Лискова Т.Е. (2020, 176с.)
7. ЕГЭ 2025. Обществознание. 10 тренировочных вариантов экзаменационных
работ. Баранов П.А., Шевченко С.В. (2025, 104с.)
8. ЕГЭ 2025. Обществознание. 25 вариантов типовых тестовых заданий + 80
дополнительных заданий части 2. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.,
Королькова Е.С. (2020, 352с.)
Календарный учебно – тематический план «Мир. Человек. Общество.»
№
Раздел. Тема урока
Часы
Дата
план
1.
1
2
3
4
5
2.
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Структура и содержание экзаменационной работы.
Структура экзаменационной работа по обществознанию.
Знакомство с перспективной моделью 2026 года.
Знакомство с кодификатором.
Знакомство с спецификацией.
Изучение краткого перечня норматвно правовых актов.
Методика решения заданий.
Методика решения заданий первой части.
Решение варианта заданий 1 части.
Решение заданий №1
Методика решения задания № 9
Решение заданий №9
Методика решения задания № 17.
Решение заданий № 17
Методика решения задания № 18.
Решение заданий № 18
Методика решения задания № 19.
Решение заданий № 19
(5)
1
1
1
1
1
(29)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
факт
Кор Виды
рек контро
ция ля
Домаш
нее
задани
е
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Методика решения задания № 20.
Решение заданий № 20
Методика решения задания № 21.
Решение заданий № 21
Методика решения задания № 22.
Решение заданий № 22
Методика решения задания № 23.
Решение заданий № 23
Методика решения задания № 24.
Решение заданий № 24
Методика решения задания № 25.
Решение заданий № 25
Решение заданий по блоку: «Человек в обществе. Духовная культура /
Введение в социальную психологию. Введение в социальную
философию»
Решение заданий по блоку: «Социальная сфера / Введение в социологию»
Решение заданий по блоку: «Человек в обществе. Духовная культура /
Введение в социальную психологию. Введение в социальную
философию»
Решение заданий по блоку: «Социальная сфера / Введение в социологию»
Решение заданий по блоку: «Политическая сфера / Введение в
политологию»
Решение заданий блока: Правовое регулирование общественных
отношений в Российской Федерации /
Введение в правоведение»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1