Рабочая программа курса внеурочной деятельности Познавательный эксперимент 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Познавательный эксперимент»
на базе образовательного центра «Точка роста»
для учащихся 8 классов

МО Сухой Лог 2025

Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Реализация занятий в рамках курса внеурочной деятельности по физике
«Познавательный эксперимент» способствует общеинтеллектуальному
развитию личности обучающихся.
Физическое образование занимает одно из важнейших мест в
современном мире. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно
способствует формированию знаний об основных методах научного познания
окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей,
формирует у обучающихся умения исследовать и объяснять явления природы и
техники.
Опираясь на индивидуальные образовательные запросы и способности
учащихся при реализации программы внеурочной деятельности по физике
«Познавательный эксперимент», можно достичь основной цели - развить у
обучающихся
стремление
к
дальнейшему
самоопределению,
интеллектуальной, научной и практической самостоятельности,
познавательной активности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой
организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности
в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими
интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки.
Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать,
экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определѐнным
вопросам.
Содержание
программы
соответствует
познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность
работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в
мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и
научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы
научного познания. В условиях реализации образовательной программы
широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного
эксперимента.

2

Задачами программы курса внеурочной деятельности «Познавательный
эксперимент» являются:
•
формирование представления о явлениях и законах окружающего
мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
•
формирование представления о научном методе познания;
•
развитие интереса к исследовательской и творческой деятельности;
•
формирование и развитие умения организации научного труда;
•
формирование навыка построения физических моделей и
определения границ их применимости.
•
совершенствование умения применять знания по физике для
объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач,
самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического
содержания, использования современных информационных технологий;
•
использование приобретённых знаний и умений для решения
практических, жизненных задач и заданий;
•
развитие сообразительности и быстроты реакции при решении
новых различных физических заданий, связанных с практической
деятельностью.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы 1 год.
Формы и режим занятий
Общий объем программы 36 часов.
Занятия в учебных группах по 1 академическому часу в неделю.
Формы занятий: беседа, эксперимент, групповая деятельность,
проектная деятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Физика в задачах и экспериментах» адресована детям, обучающимся в 8
классах.
Набор учащихся на обучение по данной программе проводится в
соответствии с законодательством РФ (ч. 5 ст. 55 Федерального закона № 273ФЗ).
В коллектив принимаются обучающиеся, пришедшие по интересу, без
конкурсного отбора, которые имеют желание заниматься по данному профилю.
Планируемые результаты
3

После изучения общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования «Физика в задачах и экспериментах»
обучающиеся:
•
систематизируют теоретические знания и умения по решению
стандартных, нестандартных, технических и олимпиадных задач различными
методами;
•
выработают индивидуальный стиль решения физических задач.
•
совершенствуют умения на практике пользоваться приборами,
проводить измерения физических величин (определять цену деления, снимать
показания, соблюдать правила техники безопасности);
•
научатся пользоваться приборами, с которыми не сталкиваются на
уроках физики в основной школе;
•
разработают и сконструируют приборы и модели для последующей
работы в кабинете физики.
•
совершенствуют навыки письменной и устной речи в процессе
написания исследовательских работ, инструкций к выполненным моделям и
приборам, при выступлениях на научно – практических конференциях
различных уровней.
•
определят дальнейшее направление развития своих способностей,
сферу научных интересов, определятся с выбором дальнейшего
образовательного маршрута, дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Предметными
результатами
общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования «Физика в
задачах и экспериментах» являются:
1.
умение пользоваться методами научного познания, проводить
наблюдения, планировать и проводить эксперименты, обрабатывать результаты
измерений;
2.
научиться пользоваться измерительными приборами (весы,
динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки
для проведения простейших опытов;
3.
развитие элементов теоретического мышления на основе
формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом
явлении, выявлять причинноследственные связи между величинами, которые
его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
4.
развитие коммуникативных умений: докладывать о результатах
эксперимента, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную
литературу и другие источники информации.
Метапредметными
результатами
программы
внеурочной
деятельности являются:
1.
овладение навыками самостоятельного приобретения новых

4

знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть
возможные результаты своих действий;
приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора
информации
с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения экспериментальных задач;
3.
формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию;
4.
овладение экспериментальными методами решения задач.
Личностными
результатами
общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования «Физика в
задачах и экспериментах» являются:
1.
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей учащихся;
2.
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических
умений;
3.
приобретение умения ставить перед собой познавательные цели,
выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;
4.
приобретение положительного эмоционального отношения к
окружающей природе и самому себе как части природы.
2.

Формы подведения итогов программы
Образовательные результаты могут отслеживаться в виде мониторинга
(мониторинг – непрерывное, систематическое отслеживание состояния и
результатов какой-либо деятельности, системы с целью управления их
качеством, повышения эффективности).
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и
систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
Финальные занятия курса – защита проектов по выбранным темам,
демонстрация наиболее зрелищных опытов, решение спорных задач.

5

Тематическое планирование
8 класс

Раздел

Количество
часов

Содержание

Форма
занятия

Использование
оборудования
«Точка роста»

I. Физический метод изучения природы: теоретический иэкспериментальный
1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
На базе Центра "Точка Роста"

2

Экспериментальная работа № 1 «Определение цены деления
приборов, снятие показаний»
На базе Центра "Точка Роста"

3

4

1

1

эксперимент

Ознакомление с
цифровой лабораторией
"Точка роста"
Линейка, лента мерная,
измерительный цилиндр,
термометр, датчик

температуры

Определение погрешностей измерения. Решение качественных
1
задач
II. Тепловые явления и методы их исследования
Определение удлинения тела в процессе изменения
температуры
1
На базе Центра "Точка Роста"

5

Решение задач на определение количества теплоты

1

6

Применение теплового расширения для регистрации

1

6

беседа

решение
задач
опыт исследовани
е
решение
задач
презентация

Лабораторный
термометр, датчик
температуры

Дата

температуры. Анализ и обобщение возможных вариантов
конструкций
7
8
9
10

11

Экспериментальная работа № 2 «Исследование процессов
плавления и отвердевания»
На базе Центра "Точка Роста"
Практическая работа № 1 «Изучение строения кристаллов, их
выращивание»
Изучение устройства тепловых двигателей
Приборы для измерения влажности. Экспериментальная работа
№ 3 «Определение влажности воздуха в кабинетах школы»
На базе Центра "Точка Роста"
Решение качественных задач на определение КПД теплового
двигателя

1
1
1

эксперимент

Датчик температуры,
калориметр, сосуд с
тающим льдом, сосуд с
водой, электронные весы.

практическая
работа
лекция

1

эксперимент

1

решение
задач

Датчик температуры,
термометр, марля, сосуд с
водой

III. Электрические явления и методы их исследования

12

Практическая работа № 2 «Определение удельного
сопротивления различных проводников»
На базе Центра "Точка Роста"

1

практическая
работа

13

Закон Ома для участка цепи. Решение задач

1

решение
задач

1

наблюдение

1

решение
задач

14
15

16

Исследование и использование свойств электрических
конденсаторов
Решение задач на зависимость сопротивления проводников от
температуры
Практическая работа № 3 «Расчѐт потребляемой
электроэнергии собственного дома»
На базе Центра "Точка Роста"

1

7

практическая
работа

Датчик напряжения,
вольтметр двухпредельный,
источник питания,
комплект проводов,
резисторы, ключ

Датчик тока, датчик
напряжения, амперметр
двухпредельный, вольтметр
двухпредельный, лампочка,
источник питания,
комплект проводов, ключ

17

Расчѐт КПД электрических устройств

1

18

Решение задач на закон Джоуля - Ленца

1

19

Решение качественных задач

1

решение
задач
решение
задач
деловая игра

IV. Электромагнитные явления

20

Получение и фиксированное изображение магнитных полей.
На базе Центра "Точка Роста"

21

Изучение свойств электромагнита

22

Изучение модели электродвигателя

23

Экскурсия

24

Решение качественных задач

25

Изучение законов отражения

26

1

практическая
работа

Демонстрация
«Измерение магнитного
поля вокруг проводника с
током»: датчик магнитного
поля, два
штатива, комплект
проводов, источник тока,
ключ

наблюдение
лекция, дем.
1
эксперимент
1
беседа
решение
1
задач
V. Оптика
лекция, дем.
1
эксперимент
1

Экспериментальная работа № 4 «Наблюдение отражения и
преломления света»
На базе Центра "Точка Роста"

8

1

эксперимент

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма, полуцилиндр, планшет
на плотном листе с
круговым транспортиром

Осветитель с источником
света на 3,5 В, источник
питания, комплект
проводов, щелевая диафрагма, экран стальной,
направляющая с
измерительной шкалой,
собирающие линзы,
рассеивающая линза, слайд
«Модель предмета» в
рейтере

27

Экспериментальная работа № 5 «Изображения в линзах»
На базе Центра "Точка Роста"

1

28

Экспериментальная работа № 6 «Определение главного
фокусного расстояния и оптической силы линзы»

1

эксперимент

29

Экспериментальная работа № 7 «Наблюдение интерференции и
дифракции света»

1

эксперимент

30

Решение задач на преломление света

1

решение
задач

31

Экспериментальная работа № 8 «Наблюдение полного
отражения света»

1

эксперимент

32

Решение качественных задач на отражение света

1

33

Защита проектов. Проекты

1

34

Итоговый контроль знаний

1

Итого

эксперимент

решение
задач
исследования
дидактическо
е задание
34

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».