Рабочая программа курса внеурочной деятельности Финансовая грамотность 8 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 классов

МО Сухой Лог 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по спецкурсу составлена на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года, №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями, утвержденными приказом
Министерства образования и науки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября
2015 г. № 08-1786» «О рабочих программах учебных предметов»;
-Примерной программы основного общего образования по математике;
-Авторской программы «Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9
классы общеобразоват. орг. Липсиц И.В., Рязанова О.И — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. —
(Учимся разумному финансовому поведению)».
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
грамотности населения Российской Федерации,
- Проект Министерства финансов России «Содействие повышению уровня
финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации»,
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 8 класса, рассчитана на 16 часов (1 час в
неделю, 17 учебных недель в первом или во втором полугодии) и реализуется за счёт
компонента образовательного учреждения в соответствие с планом работы школы на 2025
– 2026 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–8 классов в сфере экономики семьи. Курс 8 класса рассчитан на 16 часов.
Цель обучения: формирование у учащихся знаний, умений и навыков,
необходимых для эффективного управления личными финансами.
Задачи:
1.
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье и обществе,
2.
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Потребительская культура (2 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления
учащихся «Потребление: структура и нормы».
Раздел 2. Потребитель и закон (3 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Интерактивная беседа
«Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О
защите прав потребителя».
Раздел 3. Куда уходят деньги? (2 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Деловая игра «Рациональный
бюджет школьника».
Раздел 4. Информация для потребителя (2 часов).

Мини-исследование «Источники информации». Практическая работа «Символы на
этикетках, упаковках, вкладышах».
Раздел 5. Потребительская культура в сфере услуг. Искусство покупать (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами».
Практическая работа «Качество товаров».
Раздел 6. Кто защищает права потребителей (4 часов).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей».
Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая
консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?»
Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?»
Раздел 7. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов
учащихся (1 час)
Раздел 8. Защита проектов (1 час)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание
экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей
семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых
и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать
оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление
о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и
направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в
области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и
тем программы

Количество часов
Контрольные работы

Всего

Практические работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1

Потребительская культура

2

0

2

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

2

Потребитель и закон

3

0

3

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

3

Куда уходят деньги?

2

0

2

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

4

Информация для
потребителя

2

0

2

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

5

Потребительская культура в
сфере услуг

2

0

2

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

6

Кто защищает права
потребителей

3

0

4

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

0

1

7

Подготовка и оформление
творческих
исследовательских
проектов учащихся

1

8

Защита проектов

1

Общее количество часов

16

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

1
1

0
15

Проект ЦБ: https://dni-fg.ru/

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1
2

Тема урока

Познавательная беседа «Что такое потребительская
культура».
Выступления учащихся «Потребление: структура и
нормы».

Количество часов
Всего
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

0

1

0

1

План

1.09.25 – 5.09.25
8.09.25-12.09.25

3

Познавательная беседа «Кто такой потребитель?»

1

0

1

15.09.25 – 19.09.25

4

Интерактивная беседа «Психология потребителя».

1

0

1

22.09.25 - 26.09.25

5

Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О
защите прав потребителя».

1

0

1

29.09.25 – 3.10.25

6

Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов».

1

0

1

6.10.25 – 10.10.25

7

Деловая игра «Рациональный бюджет школьника».

1

0

1

13.10.25 – 17.10.25

8

Мини-исследование «Источники информации».

1

0

1

13.10.25 – 17.10.25

9

Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках,
вкладышах».

1

0

1

20.10.25 – 24.10.25

10

Решение экономических задач «Правила пользования
коммунальными услугами».

1

0

1

5.11.25 – 7.11.25

11

Практическая работа «Качество товаров».

1

0

1

10.11.25 – 14.11.25

12

Познавательная беседа «Государственные органы защиты
прав потребителей».

1

0

1

17.11.25 – 21.11.25

13

Круглый стол «Общественные организации по защите
прав потребителей».

1

0

1

24.11.25 – 28.11.25

14

Правовая консультация «В каких случаях потребитель
имеет право на судебную защиту?»

1

0

1

1.12.25 – 5.12.25

15

Подготовка и оформление творческих исследовательских
проектов учащихся

1

0

1

8.12.25 – 12.12.25

16

Защита проектов

1

1

0

15.12.25 – 19.12.25

Факт

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.
Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;
2.
Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;
3.
Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal- rabota-i-zarplata;
4.
Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;
5.
Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/
6.
Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php
7.
Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http://
www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585
8.
http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/
9.
http://www.banki.ru/products/deposits/
10.
http://www.sravni.ru/vklady/
11.
http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html
12.
http://www.ndscalc.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Вашего ребенка травят в школе. Что делать?

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».