15.11.2022
Как научить детей сопротивляться предложениям "Попробовать алкоголь или наркотики"
Прием № 1
Учите вашего ребенка иметь свою индивидуальность. Расскажите ему,
что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения.
Попросите Вашего ребенка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные и прекрасные качества, которые он может упустить.
Прием № 2
Изучите с Вашим ребенком значение слова "дружба". Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список -о недруге. Пока Ваш ребенок составляет эти списки, напишите свои собственные. Сравните, чей список более полный.
Прием № 3
Объясните ребенку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твердым отказом. Многие родители учат своих детей быть всегда вежливыми, почтительными и покладистыми. Несмотря на то, что в большинстве жизненных ситуаций такие черты характера являются позитивными, они не позволяют ребенку быть самим собой и развивать свою индивидуальность
Часто дети нуждаются в родительском разрешении, чтобы сказать "нет", когда на них оказывают давление.
Объясните Вашему ребенку, что в определенных ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление с целью заставить курить, принимать алкоголь или наркотики.
Прием № 4
Изучайте особенности употребления алкоголя и наркотиков в молодежной среде. Существуют ситуации, в которых подростками считается необходимым употребление алкоголя или наркотиков. Вы можете помочь Вашему ребенку избежать этих неприятных ситуаций.
Не разрешайте Вашим детям ходить в гости к своим друзьям, когда их родителей нет дома, не допускайте, чтобы он становился членом "скрытых" компаний, то есть неконтролируемых взрослыми. Родители должны следить за увлечениями своих детей и представлять, где и с кем те проводят свое время.
Прием № 5
Используйте пример сверстников. Существует множество ситуаций, когда позитивный пример ровесников оказывает существенное влияние на ребенка. Если у Вас хватит энтузиазма и настойчивости, Вы сможете создать организацию из таких же, как и Вы, обеспокоенных родителей и учителей.
ЧТОБЫ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ
ПРИЕМА АЛКОГОЛЯ И ДРУГИХ НАРКОТИКОВ ИЗ-ЗА СКУКИ И ПРАЗДНОГО
ЛЮБОПЫТСТВА, существует 2 способа поддерживать здоровый образ жизни и творческую активность.
- Стимулируйте участие Вашего ребенка в школьной или общественной деятельности, в спорте или музыке, не заставляя его быть лучшим или всегда побеждать. Специальные меры обычно не нужны, когда ребенок имеет позитивные увлечения. У него менее вероятно появление интереса к табаку, алкоголю или наркотикам, и его, вероятнее всего, не будет привлекать что -либо подобное.
- Поддерживайте здоровый образ жизни и творческую активность -делайте все вместе со своим ребенком. Этот способ позволяет достичь тесной духовной близости. Опыт свидетельствует, что дети чрезвычайно ценят время, проведенное со своими родителями, и те дела, которые сделали вместе.
Снюс - опасность для детей
ОСТОРОЖНО - ОПАСНОСТЬ!!!
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области инициированы и проводятся мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного производства и оборота некурительной никотиносодержащей продукции.
Появилась новая опасность - бестабачная никотиновая продукция, имитирующая пищевую.Предпринимаются попытки реализации новой никотиносодержащей продукции - аналога, запрещенного в Российской Федерации снюса, используя идентификационные признаки, присущие для пищевой продукции, способ применения (жевание, рассасывание) и форму выпуска (карамель, леденцы, жевательная резинка и т.д.)
Лабораторно подтверждена потенциальная опасность употребления такой продукции, создающей угрозу жизни и здоровью населения, в особенности детей и молодежи. Будьте осторожны и внимательны.
Профилактика девиантных форм поведения
Уважаемые родители! Когда в семье рождается малыш, каждому из нас хочется , чтобы вырос он хорошим человеком, был здоров и счастлив и , обязательно, любил нас и заботился о нас.
Но когда малыш подрастает, он часто создаёт родителям много проблем: ведь он думает иначе, поступает не так, как хочется родителям, грубит, не нуждается в нас, забывает о нас и т.п.
И тогда мы прикладываем все усилия для того, чтобы сделать из ребёнка удобного нам человека. И не важно, какие методы и средства мы используем.
А в старости мы не чувствуем ни заботы, ни любви. И недоумённо разводим руками, спрашивая себя и других: «Почему он такой? Ведь мы его растили добрым, заботливым, мы всегда были рядом и помогали ему?»
Отношения между взрослыми и детьми в семье являются ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ поведения ребёнка и направляют его нравственные ценности. Поведение-как температура, показывает состояние в эмоционально-чувственной сфере. В детском возрасте намечаются тенденции будущего характера, поэтому родителям необходимо всегда знать причины отклонения в поведении детей вообще, даже если этих отклонений нет.
Частые заболевания ( в том числе хронические), раннее курение, употребление алкоголя, половые отклонения- последствия ошибок воспитательного процесса. Состояние «готовности к наркомании» формируется незаметно для родителей и чаще всего они слепы до того момента, когда процесс уже необратим.
Педагогика- это ИСКУССТВО воспитывать. Ошибка большинства родителей- исправить поведение ребёнка. А может стоит заглянуть в себя?
О характерах детей в зависимости от методов воспитания их родителями.
Авторитетные родители- инициативные, общительные, добрые дети.
Родители: любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять что хорошо, а что плохо; не боятся похвалить; требуют от детей осмысленного поведения; стараются помочь, чутко относясь к запросам детей. Вместе с тем: проявляют твёрдость, сталкиваясь с капризами и немотивированными вспышками гнева.
Дети: любознательны, обосновывают свою точку зрения, а не навязывают её;ответственно относятся к своим обязанностям; более энергичны, уверены в себе; лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль; легко налаживаются хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители- раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Родители: считают, что ребёнок не должен иметь слишком много свободы и прав, должен во всём подчиняться их воле и авторитету; не оставляют ребёнку свободу выбора, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать, даже если ребёнок прав; не обосновывают требования; осуществляют жесткий контроль за поведением ребёнка, который являясь основой их воспитания как правило не идёт дальше запретов, выговоров и физических наказаний; часто запугивают ребёнка или угрожают ему; скупы на похвалы; исключают душевную близость с детьми.
Дети: развиваются чувства вины и страха, формируется механизм лишь внешнего контроля; слабый самоконтроль (если он вообще есть); с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим; они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого- несчастны.
Снисходительные родители- импульсивные, агрессивные дети.
Родители: позволяют поступать детям как им заблагорассудится, не требуя от них ответственности, самостоятельности и самоконтроля; не обращают внимания на вспышки гнева, агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности; приходя в отчаяние, они реагируют очень остро- грубо и резко высмеивают ребёнка, а в порыве гнева могут применить физическое наказание; лишают детей родительской любви, внимания, сочувствия; методы воспитания у отцов и матерей нередко противоречивы и несогласованны.
Дети: часто поведение становится неуправляемым; не возникает желания усваивать социально приемлемые формы поведения; не формируется самоконтроль и чувство ответственности; избегают нового, неожиданного, неизвестного- из страха, что при столкновении с этим новым не смогут избрать правильную форму поведения; дети импульсивны, в сложных для них ситуациях агрессивны; они отличаются незрелостью суждений, постоянным недовольством, заниженной самооценкой; им нелегко справиться со своей импульсивностью, заносчивостью, поэтому друзей у них, как правило, мало или совсем нет.
О ПУТЯХ СБЛИЖЕНИЯ С ДЕТЬМИ
Что делать, когда к 13-15 годам потерян контакт у родителей с сыном или дочерью? Если подросток бойкотирует усилия родителей по сближению?
Вот некоторые пути сближения, которые могут применить родители:
1.Попытайтесь провести наиболее полную «инвентаризацию» причин, ситуаций, поводов, приводящих к конфликтам, ссорам и т.п. (не забудьте начать с себя); «не задирайтесь» в общении с ребёнком. Естественно, это не предполагает забвения нравственных принципов и насаждения атмосферы попустительства и вседозволенности.
2. Как можно шире осваивайте молодёжную субкультуру, проявляйте больше компетентности в вопросах, интересующих подростка, старайтесь смотреть на мир « их глазами».
3. Попытайтесь заинтересовать ребёнка своим делом, увлечением. Наиболее сплачивает совместный производительный труд (работа в саду, ремонт квартиры и т.п.
4. Познакомьтесь и узнайте ближе друзей, сверстников ребёнка, на поведение и мнение которых он ориентируется, которым подражает. В первую очередь попытайтесь навести мостики взаимопонимания, дружбы с «лидером» группы, в которую входит ваш сын или дочь.
Родителям о наказании
Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за тем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать?
За что нельзя наказывать: Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из -за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.
Как нельзя наказывать: Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.
Как можно наказывать. Наказание должно быть адекватно проступку. Это обязательно! В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому родителю.
Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.
Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
- Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
- Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово родителя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
- Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
- Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
- Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
- Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
- За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
- Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
- Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
- Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
- Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Значимые для родителей признаки ранней алкоголизации и наркотизации детей
- Ребенок в семье отстраняется от родителей, часто и надолго исчезает из дома или же запирается в своей комнате. Расспросы, даже самые деликатные, вызывают у него вспышку гнева.
- У него меняется круг общения, прежние друзья исчезают, новые предпочитают как можно меньше контактировать с Вами, почти ничего не сообщают о себе.
- Ваш «семейный» дом постепенно превращается в «штаб-квартиру» - часто звонит телефон, Ваш ребенок в присутствии посторонних не разговаривает открыто, а использует намеки, жаргон, условные «коды».
- Меняется характер ребенка. Его не интересует то, что раньше имело значение: семья, учеба, увлечения. Появляется раздражительность, вспыльчивость, капризность, эгоизм, лживость.
- Его состояние немотивированно меняется: он то полон энергии, весел, шутит, то становится пассивен, вял, иногда угрюм, плаксив.
- У ребенка появляются финансовые проблемы. Он часто просит у Вас деньги, но объяснить, на что они ему нужны, не может, или объяснения малоубедительны. Из дома постепенно исчезают деньги и вещи. Сначала это может быть незаметно, пропажи в семье объясняются случайностью (потеряли, забыли куда положили). Потом уже исчезновение (видеотехники, например) трудно скрыть.
- Иногда Вы наблюдаете необычное состояние Вашего ребенка: оно может быть похоже на опьянение, но без запаха алкоголя. Может быть нарушена координация движений, речь, появляется нелепый смех, зрачки расширены или сужены. Конкретные признаки опьянения зависят от вида вещества.
Кризисные состояния
Взрослых должны насторожить следующие жалобы, поступки в поведении подростка:
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; • усиление жалоб на физическое недомогание; • склонность к быстрой перемене настроения; • жалобы на плохой сон или повышенная сонливость; • ухудшение или улучшение аппетита; • беспричинная нервозность, агрессивность; • признаки постоянной усталости; • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека-одиночку; • отказ от социальной активности, от совместных дел;
- потеря самоконтроля (драки, вызывающее и демонстративное поведение); • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; • поглощенность мыслями о смерти или загробной жизни; • необычные вспышки раздражительности; • усиленное чувство тревоги и беспокойства; • выражение безнадежности; • приобщение к алкоголю или наркотикам или их усиленное потребление; • отсутствие планов на будущее.
Если Ваш ребенок переживает ситуацию кризиса …
общие рекомендации взрослым:
- Позаботьтесь о психологическом состоянии ребенка, переживающего ситуацию кризиса: - продемонстрируйте понимание его состояния и готовность оказать ему поддержку; - по возможности используйте физический контакт руками (прикосновения или поглаживания).
- приведите примеры из своей жизни или из жизни знакомых;
- проговорите чувства ребенка и свои собственные по поводу создавшейся ситуации;
- Донесите до ребенка следующие ценные мысли:- Наши воспоминания — это картина, которая есть в вашем сознании сейчас. Мы вольны изменить ее и это изменит наше психологическое состояние.- В жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить. Надо бесстрашно взглянуть на самого себя, на свои мысли, чувства, поступки, не бояться увидеть даже самые непривлекательные их них.
- Познакомьте ребенка с условиями необходимыми продуктивности поиска решения в проблемных ситуациях: - Чтобы решить задачу, надо хотеть ее решить. - Чтобы решить задачу, надо верить, что ее решение возможно. - Чтобы решить задачу, надо ее решать. - Чтобы решить задачу, надо понять, что мешает ее решению. - Чтобы решить задачу, надо увидеть в помехе путь к решению.
- Способствуйте формированию позитивной самооценкиСтимулируйте самостоятельность ребенка путем расширения зоны личной ответственности (домашние обязанности, возможность оказать реальную помощь домашним, включая эмоциональную поддержку близким).
- Проводите совместную работу по организации режимных моментов, оказывайте помощь в планировании деятельности ребенка с элементами игры, например, система «цветных дел», построенная на ранжировании важности задач, их распределении во времени и отслеживании выполнения (сделал — выкинул бумажку).
- Дайте возможность ребенку какое-то время отвечать за себя самому, побыть вдали от дома, почувствовать себя взрослым и нужным в команде (летний лагерь, поход).
- Вместо запретов и ограничений, стремитесь создавать отношения, в основе которых будут чуткость, внимание, уважение, доверие, юмор и бескорыстная помощь
- Не ищите причины создавшихся проблем вовне, чаще всего корни могут лежать внутри ваших взаимоотношений с ребенком.
Ответственность родителей за нарушение прав детей
Никотинсодержащая продукция
Многочисленными научными отечественными и зарубежными исследованиями доказано негативное действие никотина на все жизненно важные системы и органы человека. Никотин является внутрисосудистым ядом, приводит к развитию тяжелых бронхолегочных заболеваний, поражению сердечно-сосудистой системы, возникновению онкологических заболеваний, формирует никотиновую зависимость: психические и поведенческие расстройства, связанные с потреблением никотина.
Особое опасение в настоящее время вызывает потребление несовершеннолетними новых форм никотинсодержащей продукции, в том числе бездымных форм табака или синтетического никотина, к которым относятся сосательная формы табака (снюс) или никотиновые «пэки» (пакетики) без табака (никпаки), или жевательные никотиновые «конфеты». Бездымные формы табака или продукция, содержащая синтетический никотин, изготавливаются:
- промышленным способом из табачного листа, связующих компонентов и ароматизаторов: «снюс», «снафф»;
- кустарным способом из табачной пыли, гашеной извести и некоторых других ингредиентов: «насвай»;
- промышленным или кустарным способом из синтетического никотина, полученного химическим путем, основы, пригодной для жевания с добавками ароматизаторов: «пэки», «никпаки».
Популярность в молодежной среде бездымных форм никотинсодержащейпродукции обусловлена тем, что со слов подростков, их можно употреблять незаметно от родителей и учителей, сами смеси рекламируют популярные видеоблогеры, паблики отдельных производителей. «Снюс», «снафф»и «насвай» запрещены к реализации в Российской Федерации с 2015 года.
Особое опасение вызывает никотинсодержащая продукция в жевательной (сосательной) форме, которая воспринимается детьми и подростками как безобидный пищевой продукт аналогичный жевательной резинке или кондитерским изделиям. Однако потребление любой никотинсодержащей продукции несет высокую токсическую опасность, содержание никотина в одной дозе «сосательной конфеты» может кратно превышать уровень концентрации никотина в одной сигарете.
В течение последних лет российские средства массовой информации публикуют информацию об отравлениях детьми бездымными формами никотинсодержащей продукции.
Зачастую, всю вышеперечисленную продукцию называют «снюсом», однако это название относится только к сосательной форме табака, розничная и оптовая продажа которого запрещена Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления никотиносодержащей продукции».
Никотиновые пэки (никпаки) без табака размещаются в ротовой полости (на месте контакта между верхней и нижней десной и щекой формируется эрозивное поражение слизистой), они содержат синтетический никотин, ароматизаторы и вспомогательные вещества, зачастую добавки содержат вещества, представляющие угрозу для здоровья человека (например, свинец, относящийся к чрезвычайно опасным соединениям.). Производство «снюсов» ориентировано в первую очередь на детей и молодежь: красочная упаковка, ароматизаторы и вкусовые добавки маскируют неприятный вкус и запах сырья, надпись «не содержит табак», направлена на манипуляцию сознанием подростка, не обладающим в силу своего возраста достаточными знаниями о вреде никотина, убеждающая в «безвредности данной продукции».
Однако, действующим веществом снюса, как и в табачных изделиях, является никотин. Лабораторные исследования указывают на многократное превышение в снюсе предельно допустимой дозы никотина, содержащейся в одной сигарете. Концентрация никотина в 1 пэке может соответствовать 30 одновременно выкуренным сигаретам.
Дозозависимое токсическое действие никотина даже при однократном применении может представлять угрозу жизни и здоровью человека. Всасывание никотина начинается практически сразу через слизистую оболочку полости рта. Поступление токсических веществ в кровь продолжается в течение всего времени рассасывания или жевания никотинсодержащей продукции. С повышением концентрации никотина в крови усиливается его токсическое действие, прежде всего на центральную нервную систему, сердце, сосуды, органы пищеварения. Токсическое действие никотинсодержащей продукции проявляется местными и общими реакциями организма. В полости рта развивается местная воспалительная реакция, язвенный стоматит.
Общетоксическое действие никотина проявляется с первых минут поступления в организм, появляются симптомы нарушения центральной и вегетативной нервной системы: повышенная возбудимость, тремор, сердцебиение, потливость, бледность кожных покровов, увеличение частоты дыхательных движений. Дальнейшее поступление никотина приводит к нарастанию симптомов отравления: появляются тошнота, рвота головокружение, головная боль. Нарастают признаки нарушения сознания - от легкого оглушения до полной потери ориентации во времени, месте и пространстве. Усиливается тахикардия, возможны сердечные аритмии, одышка, судорожные подергивания, вплоть до судорожного припадка.
Лабораторные исследования на животных показали, что клиническая картина отравления начинает проявляться через 1 минуту после введения никотина: у животных проявлялись признаки нарушения нормального функционирования нервной системы (тремор, судороги), снижается частота дыхательных движений; в случае внутрижелудочного поступления никотина (то есть проглатывания) гибель животного наступает через 2-4 минуты.
По показателю острой токсичности образцы сосательной и жевательной никотинсодержащей продукции, изъятые из розничной продажи, относятся к веществам 3 класса опасности в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76.
Повторное потребление никотинсодержащей продукции вызывает хроническое отравление организма. Никотин является фактором риска, способствующим развитию онкологических заболеваний, приводит к снижению врожденного и приобретенного иммунитета.
Курение и употребление другой никотинсодержащей продукции во время беременности влечет разрушительные последствия, как для плода, так и для беременной женщины.
Никотин имеет высокий аддиктивный потенциал (вызывает зависимость). Его аддиктивный потенциал превосходит другие психоактивные вещества. На фоне повторного потребления никотина быстро развивается психическая и физическая зависимость. Психическая зависимость начинает формироваться после 2-3 употреблений никотина. Подростком, вопреки очевидным негативным последствиям, овладевает непреодолимое желание повторно испытать ощущения от потребления одурманивающего вещества. Физическая зависимость развивается в течение нескольких месяцев.
Токсическое действие никотина на организм подростка проявляется комплексом психоневрологической и соматической симптоматики, характерной для поражения верхних и нижних дыхательных путей, нарушений работы сердца, других органов человека.
Зависимость от никотина также, как и другие формы токсикомании, имеет негативные медико-социальные последствия: нарушаются высшие психические функции: снижается память, внимание, мыслительная деятельность, формируются когнитивные расстройства. Подросток отстает от сверстников в развитии, не усваивает учебную программу, перестает посещать школу.
Предиктором токсикомании зачастую становятся: органические поражения головного мозга, индивидуальные психологические особенности, материнская депривация, низкий уровень педагогической грамотности родителей, дисфункциональная семья, отсутствия у ребенка интереса к учебе, неумение организовать свой досуг, неблагополучное окружение.